ВыставкиКультураОтчеты и репортажи

Дарение цветов — устаревшая или универсальная практика: разбираемся с BIS ART GALLERY

С 5 по 19 марта 2024 года на площадке Винзавода, в BIS ART GALLERY, проходит выставка «Телега полная цветов».


О выставке

Дарение цветов — ритуальная практика, которую осмысляют создатели и участники выставки. Интересно, что название «Телега полная цветов» отсылает к Telegram, а не к реальной телеге с цветами.

Организаторы будто прямо с порога говорят, что настоящие быстро увядающие цветы уступили место виртуальным цветочным эмодзи.

Прогуляемся по выставке и попробуем найти ответ на вопрос о месте этой практики в сегодняшней повседневности.

У работ нет экспликаций, которые могли бы кратко передать задумку авторов. Но зато нет тирании толкования и появляется больше места для собственных интерпретаций. В конце концов, никто не отменял концепцию Ролана Барта о смерти автора, когда литературные тексты после создания уходят в свободное плавание, существуя благодаря толкованиям читателей. Почему бы не отнести её также к произведениям искусства?

Участники и их работы

На входе в камерное белое пространство галереи нас встречает банкомат с искусственными цветами Павла Шина «Spring withdrawal», будто с ходу напоминая нам о коммерческой стороне подобного подарка. И правда, отовсюду, из каждого цветочного магазина, рекламные лозунги кричат о том, как важно дарить цветы. Из самого популярного — «Женщины слишком долго помнят неподаренные цветы».

Если подумать, то спрос на цветы может служить маркером благосостояния общества.

В обществе, где доходы большинства ниже прожиточного минимума, люди не думают о товарах для удовольствия, включая товары с символическим значением. Их силы в большей степени направлены на базовые биологические потребности.

К примеру, издание РБК сообщает, что в 2022 году продажи свежесрезанных цветов в России снизились на 6,3% по сравнению с предыдущим годом.

Анастасия Соловьева «Последний танец», 2024

Не будем глубоко погружаться в политику и экономику, а продолжим знакомиться с другими работами художников выставки.

Картина Анастасии Соловьевой «Последний танец», с одной стороны, будто показывает момент после страстно закончившегося свидания: в вазе стоят цветы, а на полу разбросаны женские пуанты, спешно сброшенные с ног. Но если посмотреть с другой стороны, обратив внимание на название работы, частично увядшие цветы и курящего мужчину, опустившего голову вниз, то закрадывается нехорошее предчувствие…

Миша Suer «Watching a flower», 2023

Идем дальше и видим милейшую гипсовую композицию Миши Suer «Watching a flower». Два человечка будто из доброго мультфильма, стоят на залитой солнцем поляне и с улыбкой смотрят на ромашку. Скульптурную группу можно интерпретировать через символизм ромашки, а именно «семья, брак, любовь» — вспомним традиционное гадание с помощью лепестков ромашки.

Но также здесь можно посмотреть на цветок как на символ феминизма, который ломает границы между полами. Ведь цветы можно подарить как женщине, так и мужчине, хотя последнее не совсем принято в обществе.
Станислава Кудряшова «Белая роза», 2024

Также уделим внимание работе, выбивающейся из общего настроения выставки — «Белая роза» Станиславы Кудряшовой. От этой прекрасной пельменной розы на вилке так и веет советской романтикой: зачем тратить деньги на цветы, если можно купить поужинать с любимой, кормя друг друга пельменями с вилки!

Ощущается также переживание дефицита, свойственное советскому периоду. Символические товары, как цветы, уступают место продовольствию, которого и без того на полках магазинов было крайне мало.

Как мы видим, художники по-разному отвечают на вопрос о месте дарения цветов в современном обществе. Кто-то убирает данный ритуал в склянку с раствором глицерина словно устаревшую практику (Елизавета Суворова «Чувствовать на клеточном уровне», 2024), кто-то рисует в своей фантазии целую цветочную станцию-городок (Миша Suer «Flower park station», 2024), а кто-то питает к растениям исключительно исследовательский интерес (Кира Хлопок, Дмитрий Чупраков «Транспирация», 2023).

Почему мы дарим подарки цветы в частности?

Прежде, чем говорить о дарении цветов, стоит затронуть дарение подарков в принципе.

Обмен дарами по М. Моссу — древняя практика, которая и сегодня сплачивает людей: помогает нам наладить контакт, обрести расположение нужного человека, а вместе с ним, к примеру, престиж, авторитет, власть или дружбу, любовь.

Либо же облегчить муки совести или получить чувство превосходства над человеком, который теперь перед нами в долгу. В связи с этим, подарки важно подбирать тщательно, чтобы не произвести обратный эффект.

Допустим, подарить молодоженам на свадьбе деньги — абсолютно нормальная практика, а преподнести этот же подарок своему молодому человеку будет не совсем корректно. Вообще дарение денег — отдельная тема. Тут есть свои правила и лучше всего — договариваться заранее, поскольку в ином случае такой дар могут принять за пренебрежение, желание отделаться, откупиться банальным подарком.

Аркадий Ачитов «Поручик Ржевский», 2021
К чему это всё? Да к тому, что цветы являются универсальным подарком. Цветы сглаживают культурные различия и «говорят» без слов.

Цветочный язык пришел к нам с Востока, где особое внимание уделяется тайному общению. Вернувшись в современность, можно сказать, что важными элементами цветочного послания являются количество цветов в букете, их упаковка и стоимость.

Если современной девушке скорее понравится букет в крафтовой бумаге — это модно, да и природу сохраняет, — то сердце нашей бабушки скорее растопит букет в ажурной пленке, чем в крафте. 

Цветы создают ощущение праздника, помогают нам благодарить (например, учителя, врача) и отдавать дань уважения и памяти усопшему. С ними проще сказать «прости» или «прощай», поддержать больного или выразить свое восхищение актеру после спектакля. Развитие виртуальных возможностей лишь расширило круг выбора и возможностей для дарителей. Практика дарения цветов не исчезнет в обозримом историческом контексте.

Еще немного о выставке

Куратор: Виктория Шишкина
Адрес: Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок 1/8с8, подъезд 24)
Часы работы: вт-вс, 12:00 – 20:00
Вход свободный

Яна Емельянова

Магистр культурологии, арт-журналист. Приглашения и предложения высылать на почту: yan.emelyan2017@yandex.ru
Back to top button