На этой неделе в прокат выходит вторая часть свежей мистической трилогии «Гоголь». Прошлой осенью зрители уже успели почувствовать себя в шкуре перепуганных жителей села Диканька, облюбованного нечистой силой. Завязка сюжета в фильме «Гоголь. Начало» кого-то заинтриговала, кого-то разочаровала: бурлящая смесь биографии писателя и отрывков из разных произведений, щедро приправленная интригой и современными спецэффектами, была встречена аудиторией неоднозначно. Однако сложно пропустить такой крупномасштабный проект, ведь он может многое рассказать о действительности российского кино. Попробуем разобраться, стоит ли смотреть фильм на большом экране, и зачем.
Вероятно, продюсеры и не стремились создать точную экранизацию классики, это скорее постмодернистская игра со смыслами и знакомыми сюжетами. Как заявил Евгений Стычкин, «То, что мы снимаем, является адекватным гоголевскому видению мира, мы пытались создать кинематографическое произведение – современное, рассказать современным языком некую совершенно другую историю. Мы, как вы заметили, с гоголевским текстом не работаем, мы не работаем с его сюжетными линиями, мы только воспринимаем его произведения как вдохновение».
Надо отметить, что речь идет не столько о фильме, сколько о сериале, и это довольно быстро становится очевидно: каждый из трех фильмов делится на две части, объединенные единой сюжетной линией и главными действующими лицами, но с самостоятельной короткой историей. Эта особенность вызвала огромное недовольство у публики после выхода первой части, поскольку в анонсах фильм был заявлен именно как фильм, но неожиданно оборвался, оставив зрителей в недоумении. Многие комментаторы отмечали, что не пошли бы в кино, если бы знали, что увидеть то же самое можно будет по ТВ. Абсолютно справедливое замечание в случае большинства сериалов, не совсем актуальное в данном случае: ценность проекта Гоголь во многом определяется качеством картинки и жанром, необычным для нашего кинематографа. Если смотреть «Гоголь. Вий», сравнивая его с фильмом 1967 года с Натальей Варлей, то скорее всего удовольствия ни от сравнения, ни от фильма вы не получите: он совсем другой, как сюжетно, так и структурно.
«Гоголь» можно назвать триллером, поскольку с задачей поиграть на нервах зрителя, нагнетая эмоции в каждом кадре, он вполне справляется, несмотря на отсутствие по-настоящему страшных сцен. Много ли вы можете вспомнить российских триллеров? Современные приемы съемки в сочетании с мрачной цветовой гаммой и поистине масштабными спецэффектами создают, в отличие от предыдущих экранизаций, сильный эффект погружения, особенно при просмотре в кинозале. Наш кинематограф еще с советских времен научился создавать интересные сюжеты, но только в последнее время стал делать шаги в сторону по-настоящему качественного визуального оформления на мировом уровне. «Гоголь», будучи коммерческим проектом, в лучшем смысле этого слова – это эстетически законченное произведение, с вполне Голливудским размахом (за компьютерные спецэффекты отвечал Евгений Барулин, работавший над голливудским проектом Тимура Бекмамбетова «Особо опасен»). Это становится особенно заметно во второй части, когда сюжет разворачивается в сторону кульминации в виде прекрасно выполненной сцены появления Вия. Вообще продолжение получилось гораздо более динамичным, более напряженным, можно сказать, что авторы определенно приняли во внимание замечания публики: здесь меньше обнаженных сцен и натужного юмора, повествование чуть замедлилось, чтобы раскрыть характеры персонажей и их взаимоотношения, а действия стало больше. Наконец становится понятно, почему дергается и галлюцинирует Гоголь, отчего пьет доктор и вредничает полицейский Бингх – начинают вырисовываться Гоголевские персонажи с характером и понятными мотивами поведения. В то же время национальные особенности, так тонко подмеченные самим Николаем Васильевичем, сохраняются: летающие галушки, изящное переплетение сельской повседневности с мистическими событиями, хотя на жителей села персонажи по-прежнему не похожи. Фильм, таким образом, реализует задумку авторов перемешать аутентичные элементы российской культуры с чертами блокбастера, чтобы создать новое переосмысление классики в понятной современному зрителю красивой обертке.