6 февраля 2016 года состоялся один из показов спектакля по книге знаменитого американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Постановка проходила в московском драматическом театре «Et Cetera», где в главных ролях играли такие актеры, как Эльмо Нюганен, Марина Чуракова, Игорь Яцко (заслуженный артист России), Татьяна Владимирова (народная артистка России) и другие.
Первое, на что стоит обратить внимание, – неординарный подход к созданию общей атмосферы спектакля. Как правило, для того, чтобы произвести впечатление на зрителя, руководство театра старается изо всех сил разместить на сцене как можно больше декораций, надеясь оставить след в памяти каждого театрала. В постановке «451 градус по Фаренгейту» все совершенно иначе: здесь нет пестрых украшений и костюмов, есть лишь современная техника. Огромные экраны, которые, кажется, гипнотизируют не только героев спектакля – ярых любителей телевидения, но и самих зрителей; трансформирующаяся сцена, «живой» дождь, книги, которые как будто с неба падают героям под ноги… И, конечно, гениальная работа звукорежиссера, которая также помогает погрузиться в тоталитарный, несчастный мир Гая Монтэга и пережить все его потери и разочарования вместе с ним.
Однако, несмотря на довольно грустный и безрассветный сюжет, в спектакле преобладает ироничный и временами даже саркастичный юмор (причем со стороны героев, которые страдают больше всего). Такой подход к постановке достаточно серьезного и глубокого произведения, безусловно, не может не привлекать современную молодежь. Тем самым театр в целом становится развлечением для всех, как, например, поход в кино или в боулинг, разрушается стереотип, что театр – место лишь для интеллигенции. Кроме того, в спектакле даже присутствует нецензурная лексика, правда, её не очень много, но достаточно для того, чтобы консервативные зрители охнули от удивления. Хорошо это или плохо – трудно сказать, но тем не менее подобный эпатаж прельщает молодое поколение и в каком-то смысле помогает ему приобщиться к прекрасному.
Этого и хотел добиться режиссер спектакля – Адольф Шапиро. Как он считает сам, современное общество мало чем отличается от общества, которое описал Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту». Наше поколение также не любит читать (в большинстве своем), а если и любит, то воспринимает это занятие скорее как работу (над собой), нежели как приятный отдых. Они предпочитают расслабляться с помощью телевизора – как герои спектакля. Ведь думающие люди несчастны, и они не должны сделать такими же остальных, а книга – прямой путь к самоанализу и рефлексии, то есть к разочарованию. «Если проблему нельзя решить, её нужно сжечь» – вот к какому заключению приходят герои. Хотя, кажется, это было вовсе не их решение. Им так преподносят заданные выводы, что они даже не успевают сказать: «Это вздор!».
Поэтому А. Шапиро старался как можно четче показать протест так называемой оппозиции, которая постоянно «грешила» инакомыслием и склоняла к этому же окружающих. Чего стоит одна Татьяна Владимирова (в роли старухи), поджигающая себя ради того, чтобы не расставаться с любимыми книгами! К ней в дом вломились пожарные, хотели сжечь её любимые произведения, а она решила, что уж лучше умереть, чем смотреть, как у тебя на глазах горят последние экземпляры шедевров мировой литературы.
Что касается соответствия сюжета книги со сценарием спектакля, то здесь все довольно неоднозначно. Нет, безусловно, основная суть совпадает, более того, в спектакле сохранены практически все сцены и действия. Однако вопрос в том, как они воспринимаются при чтении и при просмотре постановки. Так, в книге ярко отображается сцена, где Гай встречает своих сторонников, заучивающих тексты книг, чтобы передать их потомкам. В спектакле же эта сцена показана слишком сумбурно – даже возможно, что человек, который не читал произведение перед просмотром, и вовсе не понял эту сцену до конца, а лишь догадался, исходя из логики повествования. Видимо, режиссер хотел сделать акцент на той атмосфере, что царила в обществе любителей телевидения, показать, насколько они неправы, игнорируя литературу. Когда читаешь книгу, хочешь как можно быстрее узнать судьбу Гая, что же с ним в итоге случится; когда смотришь спектакль, концовка не особо интересует, намного важнее реакция героев на режим в государстве.
Тем не менее, несмотря на то, что углы подачи А. Шапиро и Р. Брэдбери различаются, постановку можно смело назвать достойной. Она выводит театр на новый, современный уровень, который максимально приближает его к реальной жизни. Далеко не каждый человек способен объяснить сложные вещи простым языком. А если он потом еще и спектакль смог поставить, то он, несомненно, гениальный режиссер.
Виктория Бойкова