Государство перестало готовить парикмахеров
Авторская колонка Дмитрия Вашешникова
Минпросвещения России решило, что для работы парикмахером необязательно иметь среднее специальное образование по этой профессии. С января 2022 года государственные учебные заведения перестали набирать студентов на обучение по специальности парикмахер.
И это великолепно! Это просто восхитительно!
Еще 10 лет назад в книге «Метод четырех углов» я написал о том, что самое отвратительное обучение парикмахеров давали и продолжают давать именно государственные учебные заведения — училища, КБО, техникумы, колледжи. Это подтверждается статистикой: из 25 человек, учащихся в группе, после окончания государственного учреждения, по специальности работают только трое. 3 из 25 (!) — и это до первого декрета, а после в профессию возвращается только один. Почему так?
Парикмахеры в России и на постсоветском пространстве никогда не работали на окладе, и никаких предпосылок для этого нет. Это мастера, работающие исключительно на проценте от принесенных руководителю денег. И это отдельная предпринимательская психология — когда нет никакого оклада, нет никаких гарантий, нет никакого соцпакета, а есть только сделка, только комиссионные. И люди, размышляющие таким образом, не ищут для себя какие-то долгосрочные обучающие программы в заведениях, где выдают дипломы. Они стремятся найти короткие курсы, где могут быстро обучиться и начать быстро зарабатывать деньги. А самые лучшие мастера получают деньги уже по ходу обучения. Колледжи с двух-трехлетним обучением, дающие диплом государственного образца, всегда привлекают людей с рабочим мышлением, которым нужен оклад, социальный пакет. Это дети окладовых родителей, которые думают: «Вот сейчас я получу диплом, а потом меня обязаны взять на работу и давать мне деньги». 10 выпускников из группы в 25 человек стопроцентно будут с такой психологией, и после нескольких собеседований или пары дней работы в салоне они посчитают свое обучение недоразумением, и забудут свою мечту стать парикмахером, как страшный сон.
Еще 10 человек из 25 выпускников — люди в принципе не творческие, они слишком рациональные. У них нет профессионального чутья, они не могут мыслить в трехмерном пространстве. Они мыслят логически, им нужны конкретные указания в сантиметрах, в углах среза и оттяжки, а это просчитать невозможно, учитывая индивидуальные особенности волос каждого отдельного человека. Эта профессия подходит для творческих людей с объемным мышлением, которые могут в трехмерном пространстве воображать будущую стрижку, и еще чувствовать все это своими руками. Из 25 человек еще 10 отпадут уже этом этапе, когда в ходе обучения поймут, что парикмахер — это не их профессия.
Остаются 5 человек, которые способны работать творчески, у которых есть чутье, воображение и призвание, и при этом они готовы работать на проценте, а не на окладе. Но у них завышенное ожидание от профессии, ведь они воображали себе, что это каждый день какое-то великое творчество, что ежедневно будут творить неимоверные красоты, подобно Сергею Звереву. А на деле столкнулись с тем, что в салон приходят простые люди, которым нужны просто стрижки и просто окрашивания, и что особого творчества здесь не требуется. Есть техника и владение техникой. Есть потребность постоянно обучаться и улучшать свое мастерство, снова и снова конкурировать с другими мастерами, а помимо этого еще и взаимодействовать с людьми.
И работа с людьми не ограничивается только общением с руководителем, который может быть весьма своеобразным, и коллегами, которые могут не принимать нового мастера. Но и общением с клиентами, часто бывающими далеко не «подарочком». Одно дело отрабатывать стрижки на манекене или послушной модели, и совсем другое, когда в кресло садится капризный клиент. Это ежедневная работа не с волосами, а с людьми, к каждому из которых придется искать подход. И вот когда новоиспеченные мастера это поймут, то из оставшихся 5 выпускников колледжа из профессии уйдут еще 2.
Получается, только 3 человека из 25 остаются работать парикмахерами после окончания государственного училища. И работают они плохо до тех пор, пока не пройдут реального обучения в настоящих школах, которые организовали настоящие парикмахеры. Ни в одном колледже России не обучают конкретной технике стрижки. Программа обучения в них построена сто лет назад, теорию преподает один преподаватель, а практику — другой, при этом практики ничтожно мало, а с салонной культурой ученики и вовсе не сталкиваются по той причине, что педагоги зачастую сами никогда не работали в салоне. Как может преподаватель с психологией служащего, всю жизнь работающий на окладе, воспитать будущего парикмахеров, которым необходимо обладать психологией предпринимателя?
К примеру, половина школ Европы работают в технике Пиват Поинт, отдельные английские школы работают в технике Видал Сэссун, а школа Деметриус, которой я руковожу, работает в технике Деметриус. В правильной школе с первого дня идет обучение на живых людей, и обучают учеников практикующие тренеры, которые узко преподают свои темы и сами имеют собственные салоны или работают в салонах красоты. Преподавательская практика тренеров в коммерческих школах не сравнится с практикой преподавателей в государственных учреждений. В такие школы идут учиться не за дипломами, а за реальными навыками, после получения которых ученики действительно становятся сильными, успешными мастерами. Те трое из группы 25 человек после окончания государственного колледжа вынуждены добирать необходимые знания на курсах в сильных коммерческих школах, но ни один из них не идет на повышение квалификации в те же самые государственные училища. Порой у них уходят годы на то, чтобы понять необходимость получения новых знаний в сильных коммерческих школах. Но после прохождения короткого, узконаправленного обучения новым формам и стрижкам, такие мастера возвращаются в салон обновленными, окрыленными, и с энтузиазмом сразу же зарабатывают большие деньги. Такую систему невозможно построить в государственном заведении, которой руководит чиновник, а не живой, действующий мастер, и где отсутствует должность арт-директора, в то время как в коммерческой школе ее не может не быть.
Я пишу эту статью не с целью прорекламировать свою школу и четко осознавая, что она не принесет мне ни одного ученика. Я понимаю, что те люди, которые хотели учиться в техникуме, пойдут не ко мне. Они будут икать дешевые курсы, где выдают дипломы государственного образца. Мы же все эти годы существовали, не выдавая таких дипломов, но являясь школой номер 1 в России по многим показателям. Главный из этих показателей — 90% учеников Деметриус это действующие профессионалы, которые знают как выбирать школу, и еще 10% — осознанные люди с высшим образованием и с опытом успешной работы в других отраслях, понимающие, что качественное образование стоит денег. Они выбирают самые дорогие курсы в России не ради дипломов, а ради навыков, которые смогут получить только в стенах сильной школы.