Если вам нравится что-то неформальное и современное, значит эта статья для вас. Узнайте о том, как зародилось искусство стрит-арта, ознакомьтесь с подборкой самых интересных граффити Москвы, а затем смело отправляйтесь в город, чтобы увидеть все своими глазами!
Граффити от Nootk в Астраханском переулке
Дом номер 8 в Астраханском переулке заметен издали благодаря художнику Владимиру Гупалову, более известным под псевдонимом Nootk. Он расписал стену дома в рамках фестиваля уличного искусства MOST в 2012 году.
Свой авторский замысел художник объясняет так: «Выбрав из предложенных мне вариантов дом, я узнал, в каком году его построили, и решил одеть нарисованных мной людей в костюмы буржуа того времени — наверное, такие персонажи жили в этом доме в то время».
На создание граффити ушло 5 дней и около 200 банок краски. Усилия оправдались: работа Владимира получила гран-при фестиваля!
метро «Проспект мира», Астраханский пер., 8
Роспись туннеля на Сыромятнической
Мост в 4-м Сыромятническом переулке раньше ничем не мог порадовать глаз прохожего: облупившаяся штукатурка, исписанные стены, мусор. И вот в 2012 году уличный художник Кирилл Кто и дизайнер Паша Зюмкин решили это исправить. Они запустили проект «Лоскутное одеяло».
В течение восьми дней над росписью моста работали художники и добровольцы: Кирилл Кто, CTL, Ведро, Дима Грэд (Gred), Миша Мост и многие другие. Профессионалам помогали жители окрестных домов и даже простые прохожие. В результате туннель и прилегающие к нему стены заметно преобразились! Теперь это место радует глаз удивительным орнаментом из разноцветных геометрических фигур.
Проект был одобрен городской администрацией и прошел при поддержке ЦСИ «Винзавод», управы Басманного района, Standart Distribution, фестиваля «Most» и краски DULUX. Это редкий пример удачного сотрудничества уличных художников с властями.
м. «Чкаловская», рядом с Курским вокзалом, туннель и прилегающие стены Верхней Сыромятнической улицы
Рисунки на хрущевках Изумрудной улицы
«Хрущевки» хорошо известны нам как типовые дома, построенные более полувека назад во времена СССР. В этих серых и скучных зданиях не может быть ничего интересного… Если только кому-то не придет в голову идея превратить их в площадку для творчества.
Агентство недвижимости «МИАН» в 2007 году к 12-летию компании объявило акцию «Раскрась Москву». С тех пор между Изумрудной улицей и Янтарным проездом существует целый граффити-квартал! Всего в ходе акции было раскрашено 12 домов. В проекте участвовали как российские, так и зарубежные уличные художники.
метро «Бабушкинская», ул. Изумрудная и Янтарный проезд
Стрит-арт «Девочка со спичками»
Павел Пухов, более известный под псевдонимом P183 (или Паша 183) – российский художник, работавший в области граффити, уличной инсталляции, живописи. Его работы в жанре социального стрит-арта поражают своей остротой и правдивостью.
Одна из выдающихся работ Паши – иллюстрация к сказке Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками», выполненная на стене магазина. Всем с детства знакома история о бедной девочке, которая замерзла в рождественскую ночь в большом городе. Оказывается, она удивительно живо «звучит» на языке граффити – независимого и бескомпромиссного городского искусства.
метро «Преображенская площадь», ул. Халтуринская, д. 20, строение 1
Граффити Кристиана Гэми
Единственную в Москве работу французского художника Кристиана Гэми (псевдоним С215) можно увидеть на территории центра дизайна Artplay. Стиль рисунка хорошо знаком ценителям европейского стрит-арта, но весьма необычен для глаза москвича. Ведь не так много у нас в городе работ зарубежных художников-граффитистов.
Кстати, интересно, что сам Кристиан Гэми имеет ученую степень доктора наук по истории искусства. При этом, его псевдоним С215 – это номер тюремной камеры, в которой художнику приходилось сидеть.
метро «Курская», центр дизайна Artplay
Стена Цоя
Стена памяти Виктора Цоя в Москве давно стала одной из неформальных достопримечательностей города. Это интересный пример коллективного граффити, причем возникшего совершенно спонтанно. В 1990 году после известия о гибели культового рок-музыканта кто-то написал на стене черным цветом: «Сегодня погиб Виктор Цой». А вскоре появился ответ в виде фразы, которая стала крылатой: «Цой жив».
Постепенно надписи, рисунки, цитаты из песен заполнили всю стену. В первые месяцы после смерти Цоя здесь постоянно собиралась молодежь, неравнодушная к его творчеству. Иногда это происходит и сейчас. В 2006 году стена была закрашена группой неизвестных – но поклонники музыканта быстро восстановили ее. Любые попытки властей перекрасить стену встречают акциями протеста. Для фанатов Виктора Цоя это место стало почти святыней.
метро «Арбатская», ул. Арбат, д.37 – стена, выходящая в Кривоарбатский переулок
Рекламный рисунок Ahmad Tea
Маркетологи давно уже поняли, что граффити можно использовать в своих интересах. Реклама в виде настенных рисунков – инновационный и эффективный способ привлечь внимание горожан. Однако в России проектов такого рода пока мало.
Тем креативнее выглядит рекламная композиция под названием «Mad about Tea», выполненная по заказу бренда Ahmad Tea. Торцевой фасад дома 28 по Печатникову переулку, выходящий на Сретенку, украшает яркое изображение Безумного шляпника. Граффити выполнила известная российская стрит-арт команда Zuk Club.
метро «Сухаревская», ул. Сретенка, 7
Конечно, этой подборкой количество креативных граффити в Москве далеко не ограничивается. А уж более или менее банальные рисунки и надписи можно встретить практически на каждой улице. Представить Москву, как и любой другой город, без граффити в наше время просто невозможно…
ИСТОКИ:
Граффити в том виде, в каком мы привыкли видеть его сейчас, начинает существовать в начале XX века. Например, Texino ведёт свою историю с 1920-х годов и до современности. А в середине XX века фраза фраза «Kilroy was here», дополненная изображением, стала распространена по всему миру.
Зарождение граффити-движения связано с деятельностью политических активистов: с помощью настенных рисунков они несли в массы свои идеи. Кроме того, подобным образом криминальные группировки метили свою территорию.
Настоящий взрыв популярности граффити происходит в Нью-Йорке в начале 1970-х. Среди подростков появилось повальное увлечение оставлять повсеместно свои подписи – «тэги». Это был простой и доступный способ самоутверждения. Кроме того, существовало своего рода соревнование: кто оставит больше тэгов, у кого они креативнее. Соперничество приводило к появлению новых стилей, рисунки усложнялись. В 1980-х популярность граффити выходит за пределы Нью-Йорка и США. Настенные рисунки становятся неотъемлемой частью городской жизни.
До сих пор ведутся споры на тему того, что такое граффити: искусство или вандализм. У уличного искусства всегда были проблемы с законом, да и просто с ценителями чистоты и порядка. С другой стороны, нельзя не признать, что многие граффити имеют художественную ценность. По сути, это целая городская субкультура.
Наиболее эффективными обычно оказываются компромиссные решения, когда художникам разрешают рисовать в определенных местах, если их творения не выходят за рамки приличия. В результате могут получаться интересные работы, которые становятся настоящим украшением города.
Автор: Анастасия Германович