В настоящем составе группа существует всего два года, но уже добилась невероятных результатов. Мы встретились с бессменным лидером и автором песен Середины — Денисом Устюжаниным.
Денис, почему у группы такое название?
Изначально появилась шутка — соединение имен Сергей и Денис, потому что мы вместе начинали. Потом это обросло более глубокими смыслами, вплоть до отсылки к буддизму. В каждом из этих вариантов есть свой смысл.
Как вообще пришла идея собрать свою собственную группу?
Группа возникла не из идеи, а сама собой. В то время мы не собирались делать проект, мы просто играли музыку. Это было в далеком 1998 году. Тогда мы даже не мечтали выступать — это было нечто запредельное.
С тех пор группа развивалась, росла. С 2009 года мы начали активно играть концерты в Москве и других городах.
К 2014 году группа пережила неоднократную смену состава, серьезное переосмысление материала и звучания, и множество всяких передряг. Можно сказать, мы начали заново.
То есть, можно сказать, что сейчас — золотой состав группы?
Думаю, да. На сегодня, это тот состав, которым мы хотели бы играть. Он полный, форматный и прекрасно прозвучит на любой площадке.
Периодически мы играем акустические концерты. Любим дуэты с Сергеем Геокчаевым (пианист) и с Лешей Орловым (виолончель).
Насколько я знаю, музыканты работают еще и в других проектах. Зачем?
Однажды во время живого концерта «Середины» на Своём Радио этот вопрос задали виолончелисту Алексею Орлову, который также является участником группы «Мельница» и ещё нескольких проектов. Он ответил так: «В каждом коллективе есть что-то, что меня привлекает. Они все разные, так или иначе везде виолончель находит своё уникальное место. Я развиваю музыкальную часть, и мне это интересно.»
Хороший музыкант может и должен раскрывать свой талант в разных ипостасях, делиться им.
Думаю, этот ответ относится и к другим музыкантам нашего коллектива, играющих с такими проектами, как «Вера Полозкова», «Братья Карамазовы» и т.д..
Да и о финансовом аспекте не стоит забывать. Чтобы зарабатывать на жизнь только музыкой (а на другие источники дохода времени уже не остаётся), нужно несколько проектов.
Вы являетесь автором песен. Чем вдохновляетесь?
Всем! Людьми, новыми встречами, закатами, шумом моря, вечерними прогулками в парке. Люблю путешествия. В поездках происходит некое накопление впечатлений, которое потом помогает найти вдохновение в городской серой суете. Иногда нужно смотреть по сторонам: какой-то случайный луч солнца на здание упадет, и приходит мысль: а поеду-ка я завтра куда-то туда, куда никак не мог решиться. Вот, возьму и поеду. Иногда достаточно просто остановиться и прислушаться чтобы понять что тебя зовет море.
Кто ваши слушатели?
Я думаю, это люди, похожие на нас. Творческие, ищущие чего-то. Это путешественники, те, кто имеет контакт с природой, читающие Макса Фрая, Крапивина, Стивена Кинга, и вообще много читающие. Это люди, которых серый город не устраивает, они ищут варианты выхода из этой ситуации. Те, кто слышит прибой в шуме машин.
Вы как-то поддерживаете контакт с поклонниками?
Мы любим квартирники. На таких небольших уютных концертах получается самый лучший контакт с публикой. Ты сидишь в кругу этих людей, можешь общаться, смотреть им в глаза, чувствовать отдачу, и это очень приятно.
Нередко наши постоянные слушатели со временем становятся друзьями. У нас дружная команда, и если появляется творческий человек, то он может стать частью мира «Середины».
Также мы активно общаемся в соц сетях, так что присоединяйтесь к нашим сообществам.
По-вашему мнению, как завоевать любовь публики?
Просто быть собой и делать своё дело. Как бы банально это не звучало.
У естественности нет барьеров. Песни не должны придумываться, они — продолжение тебя, и ты этим делишься — так получается контакт с публикой. Получается общая любовь не публики к группе, а к чему-то большему, это та точка, в которой мы cходимся.
Ваш альбом называется «Место, которого нет». О каком таком месте идет речь?
Это тот параллельный мир, в который можно попасть, если уметь настраиваться. Он вполне реальный. Это что-то неизъяснимое. С вами было так: дуновение ветра, отголосок любимой песни, запах сирени — и состояние меняется, хотя вокруг вроде бы все по прежнему? Кто ощущал такое, тот поймёт. Мы стремимся к тому, чтобы наша музыка помогала увидеть мир с другой стороны.
Есть ли у вас одна главная мысль, которую можно проследить во всех песнях?
Середина — некий баланс ощущений. В каждой песне — чудесный, но реальный мир. Чтобы попасть в него — достаточно остановиться и прислушаться. Читая город между строк, можно услышать шум океана.
Кто занимался оформлением обложки альбома?
Выпускница Академии Глазунова — Анастасия Ермакова. Обложка делалась на основе реальной картины маслом, написанной специально для этого. Внутри буклет с текстами, оформленный карандашными рисунками к каждой песне. Работа над обложкой заняла 2 месяца.
Ожидаются ли новые песни?
В ближайшее время мы планируем активно выступать. У нас есть идея нового клипа, Конечно периодически будут выходить синглы. Следите за новостями!
Никогда не хотели с кем-то поработать дуэтом?
Да, у нас есть опыт таких проектов. Например, прошлым летом мы записали живой альбом прямо на берегу Чёрного моря дуэтом с арфистом Филиппом Барским (группы «Algambra», «Arfabit» и др.).
Мы сыграли несколько концертов с Александром Самодумом (Alizbar & Ann’Sannat) — арфа-гитара и Ольгой Безлюдовой, участницей группы «Полынья».
И это далеко не полный список. Надеюсь, он будет расширяться.
А как вы в целом оцениваете музыкальный рынок?
К сожалению, в России доминирует не та музыка, которую я хотел бы слушать. Но при этом существует довольно много хороших, качественных групп, о которых новому слушателю практически неоткуда узнать. Т.е. Нарушено сообщение свежей музыки с публикой. Зачастую слушатели топовых радиостанций консервативны, и радио аккуратно и с опаской вводит новых исполнителей. Ситуация с музыкальными СМИ вообще плачевна. Мне нравятся начинания Своего радио, которое старается донести до публики этот музыкальный пласт.
Вы положительно относитесь к критике?
Да, если она конструктивная. Взгляд со стороны всегда полезен. Когда более опытный человек даёт тебе совет с целью помочь — это замечательно.
Неконструктивная и необоснованная критика иногда задевает, но чем дальше, тем меньше. Всем нравится невозможно. А пытаться подстроиться — занятие и вовсе бессмысленное.
Вообще, сложно новому исполнителю пробиться на большую сцену?
Надо много пахать. Постоянно работать над качеством, над содержанием, учиться взаимодействовать с людьми, работать в команде — это не так просто, как может показаться — продумывать тактику и стратегию движения, искать пути и многое-многое другое. Одному человеку, кроме музыки, приходится совмещать в себе десятки профессий. И это долгий процесс. Далеко не все выдерживают.
Вы никогда не хотели вывести группу на международный уровень?
Да, такое стремление у нас есть. На западе гораздо выше музыкальный уровень как исполнителей, так и публики, а также, шире круг потенциальных слушателей, так что такая перспектива интересна. Я пишу только на русском, но у меня есть песня с поэтичным английским переводом — хочу записать её в качестве эксперимента.
А у группы есть какой-то особый ритуал перед выходом на сцену?
Главное, чтобы перед выходом на сцену было пять минут покоя, чтобы сесть всем вместе, сосредоточится, настроиться на нужный лад.
Вы всегда вживую работаете?
Да, конечно. У нас даже нет технически таких возможностей. У нас нет кнопки, с которой мы могли бы что-то запустить. Это принцип рокеров с 1990-Х годов. По-другому никак, этим мы и отличаемся от попсы. Энергетика ценится больше.
Расскажите о своем первом опыте на сцене.
Мне было 17 лет. Я выступал в Доме Пионеров в рамках отчетного концерта. Исполнял песню Окуджавы. Я помню, что перед этим не спал всю ночь. Со временем становилось легче: я начинал волноваться утром, потом за два часа, потом перед выходом на сцену. Сейчас наоборот. На сцене мне комфортно.
Планируете устроить тур по России?
Да, мы хотим расширять географию, и открыты к сотрудничеству с региональными организаторами.
Что нужно человеку, чтобы стать музыкантом?
Первое — это призвание. Если можешь не играть — не играй! Если уж без музыки не живётся — надо много работать, шлифовать умения. А дальше как уж повезёт.
Есть ли у вашей группы какая-то мечта или цель?
Мечта, чтобы то, что мы делаем — было нужно и росло в геометрической прогрессии.
Автор: Евгения Колыванова