КультураМузыка

Краткий гид по современной академической музыке

Для многих понятие академической музыки по сей день ассоциируется с классическими произведениями Гайдна, Моцарта и Бетховена. Некоторые же могут вспомнить имена композиторов конца XIX — начала XX века: Вагнера, Дебюсси, Стравинского. С тех пор изменилось многое: большую часть репертуара филармоний и консерваторий составляют произведения давно умерших композиторов, а имена наших современников, пишущих академическую музыку, малоизвестны. В этой статье мы попробуем познакомить вас с основными направлениями и произведениями новой классической музыки.


современная академическая музыка

Принято считать, что современная академическая музыка началась с 50-х годов прошлого века. В это время ещё продолжали творить классики начала столетия, но уже активно развивалась электроника. Главной техникой этого периода был сериализм. Развитие серийной музыки началось ещё в 1900-х годах с додекафонии — метода, разработанного и развитого австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом и его учениками. Суть методики заключалась в том, что для каждого произведения создавалась серия из 12 звуков, соотнесенных между собой различными интервалами. Путем некоторых трансформаций этой серии (обратным воспроизведением, инверсии интервалов) получалась комбинация из 48 музыкальных фрагментов, которые и использовались композитором. При этом каждая серия должна была быть проиграна полностью, звук за звуком. В дальнейшем этот метод был преобразован и распространен не только на высоту звука, но и на ритм, громкость произведения, а длительность серий могла меняться от трех до двенадцати звуков.
С сериализма начинали такие авангардные композиторы, как Оливье Мессиан, Пьер Булез и Карлхайнц Штокхаузен. Булез был наиболее радикальным сериалистом из всех. Критикуя в своих статьях композиторов-приверженцев тональной музыки, сам Булез в своих произведениях жестко регулировал ряды звуков, динамические и ритмические параметры. В этом периоде наиболее известны работы композитора «Молоток без мастера» (1954) и «Структуры» для двух фортепиано» (1961).

Пьер Булез
Пьер Булез

Мессиан практиковал другой подход. Также сторонник атональной музыки, он применял серийный метод в программировании ритма произведения, при этом активно работая с арабскими, японскими, полинезийскими ладовыми системами. Другой его необычной чертой, отразившейся в музыке, стала любовь композитора к птицам, голоса которых Мессиан тщательно собирал и записывал на протяжении 40 лет.

Эксцентричный Карлхайнц Штокхаузен известен своим образом чудака, запертого в собственном мире, но его вклад в современную музыку нельзя преуменьшить. Штокхаузен одним из первых начал использовать электронную музыку в своих произведениях и ввел понятие «пространственной музыки». Так, в раннем произведении композитора «Группы» задействовано три оркестра, сидящих в разных углах зала. Незначительные различия в ритме и темпе исполняемых музыкальных отрывков приводят к ощущению циркуляции звука в пространстве.

Карлхайнц Штокхаузен
Карлхайнц Штокхаузен

Постепенно серийная методика изжила себя, и даже самые радикальные её сторонники начали искать новое звучание. Технический прогресс привел к появлению новых электронных средств создания музыки. Критиками серийного метода и алеаторики, способа создания музыки с разной вовлеченностью элемента случайности, стали Дьёрдь Лигети и Янис Ксенакис. Общей чертой, объединяющей композиторов, является красочное, объемное звучание их произведений, нацеленное на преобразование звука разных инструментов в одну шумную массу, оставляющую общее эмоциональное впечатление у слушателя. Лигети добивался подобного эффекта при помощи техники микрополифонии, применяемой им в оркестровых произведениях.

Ксенакис является одним из пионеров электронной музыки. Его музыка вплотную связана с его первоначальной профессией архитектора. Сложные визуальные структуры Ксенакис переносит в музыку, создавая удивительные многослойные произведения, как с использованием классических инструментов, так и при помощи компьютера и методов точных наук.

Графическая партитура Яниса Ксенакиса
Графическая партитура Яниса Ксенакиса

В противовес такой сложной стилистике в 60-х годах общей тенденцией в музыке становится минимализм, основанный на повторении определенного паттерна: звука, интервала, мотива. В этом течении основополагающей является эстетика статичности, пустоты; самоценности каждого звука. К композиторам-минималистам относят Терри Райли, Стива Райха, раннего Филипа Гласса и наиболее известного из авангардистов второй половины XX века Джона Кейджа.

Джон Кейдж
Джон Кейдж за работой

Джон Кейдж, пожалуй, был одним из главных музыкальных новаторов. Его многочисленные эксперименты со звуком включали в себя расширение диапазона фортепиано при помощи различных предметов, закрепленных в струнах инструмента, развитие метода алеаторики. Категория случайности приобрела важную роль в творчестве Кейджа 40-х годов. Важное произведение этого периода – «Воображаемые ландшафты». В частности, «Воображаемый ландшафт № 4» написан для 12 радиоприемников, включение и выключение которых осуществлялось по воле дирижера. Таким образом, при каждом исполнении содержание, ритм и длительность произведения меняется.

Минимализм в творчестве Кейджа достиг радикальной крайности в самом известном произведении композитора «4’ 33”». При исполнении пьесы на фортепиано 4 минуты и 33 секунды исполнитель сидит, не издавая ни звука, и только закрывает и открывает крышку в начале каждой части. Музыкальная ткань при этом складывается из звуков, которые случайно издают зрители.

Идею репетативности, повторения развивали в своем творчестве Терри Райли и Стив Райх. В 1964 году Райли написал In C, возведя эту идею в абсолют. In C состоит из 53 коротких фраз, которые могут исполняться любыми музыкантами любое количество раз. Единственное требование здесь – один из музыкантов задает темп, повторяя ноту «до» на клавиатуре фортепиано.

Одним из творческих методов Стива Райха является «постепенный фазовый сдвиг», впервые примененный им в магнитофонной музыке. Несколько музыкантов начинают играть в унисон, но постепенно ритм усложняется: чья-то партия замедляется, чья-то ускоряется, и в итоге создается многомерное сложное музыкальное пространство.

Многие имена композиторов-новаторов неизвестны широкой публике, но их влияние на современную культуру неоспоримо: эксперименты с электроникой и репетативный метод лежат в основе новейшей популярной музыки. Так, ещё в 50-х годах Джон Кейдж предсказал широкое использование сэмплов, что и происходит по сей день. В наше время экспериментальная музыка, скорее, относится к области популярной, а электронные инновации уже никого не удивляют, поэтому одной из тенденций развития авангардной музыки является создание аудиовизуальных произведений. Благодаря развитию технологий синтез изобразительного и музыкального искусства стал возможным, и он является закономерным продуктом нашей эпохи глобализации.

Back to top button