ИнтервьюИскусства

«Я за правду!» Художник Игорь Токарев о современном и реалистическом искусстве

Лучшие современные художники мира, в наше время выходят за грани классических стилей в живописи. Изобразительное искусство XXI века представляется творческим путешествием в самые глубины противоречивой человеческой души. 

Поговорить о классическом и современном искусстве, о коммуникации и подходах продвижения творчества нам удалось с художником, членом международного художественного фонда Игорем Токаревым. Его картины находятся в частных коллекциях как в России, так и за рубежом. Он окончил Ярославское художественное училище, а затем ВГИК по специальности художник-постановщик. После вуза плодотворно работал в портретной и пейзажной живописи. Последние пять лет активно посвящал себя в христианской и исторической тематике. Много работ было создано для православных храмов и монастырей. 

Вы работали раньше в жанре академизма. Как  стали воплощать себя в современном искусстве?

В начале творческого пути мой взор был обращен на академическое искусство. На это несколько причин, которые стали судьбоносными. Встретил человека, который помог в моей жизни. Он коллекционер, создатель галереи «Бронзовое чудо» Николай Тырин, собирает академическое искусство. Раньше я не задумывался о новых формах в искусстве. Были работы на заказ: «Портрет Президента РФ В.В. Путина»,  «Василий Блаженный и Иван Грозный» и христианская тематика. Кстати, мало кто из художников в истории, которые создают свои работы не под заказ, например, Василий Суриков «Утро стрелецкой казни». Тематика достаточно своеобразная и требует даже на этапе создания определенных материальных вложений. Работы достаточно долго  пишутся, ведь размеры довольно внушительные.

С 2014 года я стал очень плотно заниматься искусством. До этого я работал в рекламном бизнесе и в режиссерском поприще, поэтому и все мои работы были не частыми, больше как хобби, а потом это превратилось в профессиональную деятельность. Чем больше я стал заниматься этим моментом, тем больше внутри накопилось вопросов о назначение художника в этой жизни. Постепенно я просто понял, что время не стоит на месте. В нем рождается определенное направление в искусстве, оно развивается, как развивается наша жизнь. Искусство не может стоять на месте. Есть понятие реалистического искусства, понятного, ублажающего взгляд и взор. Оно всегда несло в себе функцию некой декоративности.  К сожалению, на данный момент, есть в наше тяжелое время, в том числе в нашей стране не очень искушенные люди. Они часто не хотят думать. Так искусство современное заставляет человека думать о многом. 

Могу сказать более конкретно, что дальше мне захотелось новых форм. И к тому, что сейчас делаю я я пришел не сразу. Это заняло два года такой тяжелой работы: поиск формы, своего лица, оригинальности и смысла выражений и так далее. Академизм не дает возможности выразиться художнику так как он хочет. Направление определяет художника и вводит его определенные рамки, из которых ты выйти не можешь. Для меня вот эти рамки всегда были очень мучительны. Можно создать что-то, но не можешь, потому что академическое направление как реалистичное искусство — это повтор, копирование того, что ты видишь вокруг. Чем ты лучше скопировал или точнее забрал реснички на глазу, тем считается это лучше. В современном искусстве по-другому: есть широкое поле самовыражения. Создание того, что ты хочешь сделать, не озираясь на какие-то рамки. Ты свободен. Получается так, что делаешь что-то новое или пытаешься.

В академическом искусстве, так или иначе, может быть какая-то своя собственная рука, собственное понимание, но все равно будешь делать то, что уже делал раньше или создавалось раньше другими мастерами.
Когда я прихожу в какой-то музей или на выставку академического искусства, то  иногда просто теряюсь, не вижу индивидуальности. Работа, сделанная как под копирку, с одинаковым сюжетом, с композиционным и цветовым решением и исполнением и так далее. Очень много таких штамповок, которые идут бесконечно. Постепенно так получается, что академическое и реалистичное искусство она превращает художника в ремесленника. Он делает то, что хочет облик, потому что за это платят.

Как считаете, почему не все художники обращают свой взор на современное искусство и наоборот?

Не видел еще ни одного художника, который создавая современное искусство, вдруг обратил внимание на академическое или ушел в реализм. Не было такого в моей практике, не видел такого. Делать по заказу какие-то вещи — это другое. 

 Я мало встречал, когда художники из авангардного направления уходили в консервативное. Вспоминается один пример: известный натюрмортист Илья Машков, который  свое творчество начинал с постимпрессионизма под влиянием французского художника Сезанна. Позднее он создаст общество «Бубновый валет» и в зрелом возрасте он перейдет в реалистическое направление живописи. На мой взгляд, не в каждом жанре переход может быть удачным. В данном случае для натюрморта это было довольно удачно. Реалистично показать вкус и ощущение запаха фруктов. У Ильи Машкова натюрморты выглядят живыми, не сильно академическими. 

Авангардное искусство требует огромных затрат. Часто если художников устраивают материальное и духовное обеспечения, то они не перейдут и не захотят дальше развиваться. Для современного искусства сложно найти что-то новое. Нужно пройти много этапов как физически, так  и духовно в плане творчества. Им сложно переломить свое мастерство, вывернуть наизнанку. Они не понимают, что время идет и искусство должно развиваться вместе с этим временем. Если посмотреть историю мирового искусства, то что мы видим? Каждая эпоха давала определенных художников и  направления. Искусство постоянно развивалось и шло к какому-то определенному вектору. Была качественность в плане отражения того, что происходит вокруг человека. Сейчас в современном искусстве все чаще и чаще тенденция такая, что на выставках или в работах современных художников вы очень редко можете сможете увидеть человека Больше каких-то определенных абстрактных форм. Человек уходит со сцены современного искусства. Этому есть объяснение: человек превращается в вещь. Он уже превратился в вещь, продукт. Сейчас современные художники это прекрасно понимая, отражают состояние человечества. Когда человек превратился в продукт, человек уходит с картин. Сейчас академизм не имеет отношения к пониманию справедливости и честности в искусстве в отражении современной действительности. Оно приняло форму дизайна украшательства, ублажения и показывает то, что требует публика. Современное искусство — это всегда вызов, но в принципе это всегда так было. Если даже взять, например, тех же импрессионистов, это был определенный вызов. Потом это был Пикассо, это был Батис, а сейчас это Джефф Кунс. Академическое направление не вызов, это прогибание.

У Вас состоялась большая виртуальная выставка на веб-сайте Русского дома в Париже. Расскажите подробнее о ней. 

Поступило предложение из русского дома провести вот такое мероприятие в условиях пандемии. При создании выставки нужно было собрать большое количество работ. Многие работы нужно было привозить. Они находятся в частных коллекциях. Выставка прошла успешно и я благодарен такому опыту и всем тем, кто помогал ее организовывать. Получилось показать, что я создал за последние два года. Были также мои ранние академические работы. В основном представил то, чем занимаюсь сейчас: мои поиски,  искания от неоэкспрессионизма до импрессионизма и вещей абстрактного значения.

В последнее время становится много проектов, связанные с виртуальностью. Как считаете, искусство в виртуализации к чему может привести?

Если касается искусства, в котором я работаю в живописи и графики, то нужно ходить и смотреть работы вживую, потому что ни одна фотография, ни одно высококачественное там видео, которое снято не покажет и не отразит то, что даёт живая картина. Это то же самое, когда смотрим человека на фото и когда встречаем его от лицом к лицу. Другая энергетика и можно  рассмотреть то, что не дает фотоаппарат, как будто плоское изображение, объем и так далее. Эти все составляющие, которые действуют на человека и по-другому воспринимается картина, графику, скульптуру. К сожалению, реальность нашего времени, что люди перестали думать, обращать внимание на что-то духовное. Все меньше и меньше к этому стремятся. Обращают свой взор на комфорт в виде отказа покупки билета и просмотра выставки, заменяя просмотром телевизора с фастфудом. Ведь с картиной можно поговорить. 

К чему это может привести? Я думаю, что просто искусство станет другим. Все адаптируется и то, что происходит в этом мире выглядит  как адаптация всего. Само по себе искусство, я думаю, превратиться в какое-то эксклюзивное, элитарное, не для всех. Виртуальность в том виде, в котором существует она вот сейчас вернее для того, искусство которого мы еще видим сейчас делает плохую вещь. Положительный момент в виртуальности вижу в том, если человек находится в другой стране и не может приехать и увидеть вживую. Для этих моментов виртуальность — некий момент спасения. Все покажет время. Просто считаю, что художник должен честно делать свою работу, не оглядываясь на то, что это для виртуального момента или для живых музеев.

Многие художники сотрудничают с кураторами, а кто-то предпочитает работать самостоятельно. Как к этому относитесь?

Сейчас каждый художник пытается реализовать то, что он делает. Либо ты умеешь делать деньги, либо писать картины. Очень мало таких индивидуумов, которые способны сделать оба варианта. Часто будут ошибки. Художник либо сделает какую-то фальшь, но при этом он умеет это очень здорово продавать, либо создаст гениальные вещи, но совершенно ничего не получается с продажами своих работ. Я за разделение труда. Как показывает история, что у всех великих художников были свои покровители, например, Микеланджело помогали Медичи, Веласкесу испанский король Филипп IV.

 Нужно ли художникам создавать творческие объединения как раньше («Мир искусства», «Бубновый валет») или сейчас лучше быть самостоятельным?

Художники, которые работают в авангарде, в современном искусстве они состоят в небольших творческих объединениях. Там они общаются, помогают друг другу. Также существует Творческий союз художников России, но он сейчас не такой как был раньше, когда можно было получить крупные заказы. За то с помощью союза можно участвовать в крупных выставках.

Нужно ли сейчас создавать творческие объединения? Раньше это было модно как в России, так и в Европе. Явление времени такой моды было в создании этих творческих объединений. Сейчас другое время и веяния. Мир индивидуальности. Считаю, что если человек хочет быть в сообществе, где будут творческие люди, в атмосфере и на одном духовном уровне, то это замечательно. Каждый выбирает, что ему ближе.

Вы поступил во ВГИК на художественно-постановочное отделение. Позже перевелись на режиссерское. Как получается воплощать режиссерские идеи в картинах? Что больше в подходе?

Считаю, что на картину не влияет режиссерское образование. Возможно, в начале, моего творчества, потому что любая академическая вещь — это прежде всего иллюстрации. Иллюстрация похожа на раскадровку, где нужно отразить, что-то очень понятное. Помогло в создание образов, построение сцен и кадров. Например, это можно увидеть в моей работе про Ивана Грозного. На данный момент, то, что делаю я в современном направлении мне никак не помогает. Просто выражаю свои мысли, порыв. На уровне эмоций могу писать это дело. Все зависит от эмоционального состояния. Сегодня в моем творчестве режиссура, возможно, в глубине души где-то спит.

У Вас работы в христианской и исторической тематике, много написано для православных храмов и монастырей. Что для Вас вера и религия как для художника?

Очень сложный вопрос. Не буду акцентировать свое внимание на вопрос веры, потому что это очень личное. А по вопросу религии могу сказать, что работал в нескольких монастырях. Общался со священнослужителями. При создании картин на эту тему изучал материалы. Кстати, в академической школе в России не было понятия исторической живописи, то есть все, что связано с религией, называлось историческим моментом. Мне поступали заказы на темы исторической и монашеской жизни. Однажды понял для себя, что чем больше работал, тем больше понимал, что искусство должно быть правдивым, а не когда от тебя хотят того, что принято и не можешь сделать шаг влево или вправо. Нужно идти по пути, которому тебе указано и считается общепринятым.

Ты становишься человеком в этом плане, во всяком случае для меня, то несвободным. Стал переходить на современную форму, где есть свобода выражения. Тут не зависишь от того, что говорят, как, кого и что надо писать. Я за правду. Если из истории человечества убрать всю ложь, то не не факт, что останется правда. Возможно, вообще ничего не останется. 

Создавая картины на историческую тему какими источниками информации пользуетесь, вдохновляетесь?

Предлагал заказчик, информацию, которая могла помочь понять, что он хотел бы увидеть на этой картине. При создании исторического полотна, художник должен находиться в погружении того времени когда происходили эти герои. Помогают костюмы, реквизиты.

Какие места в Москве вдохновляют? Какие считаете типичными?

Для меня Москва — это второй город, который меня всегда спасал. Первым был Ярославль. После определенных событий личного характера Ярославль, стал городом который выжег меня вообще насквозь. В такие моменты всегда обращался к Москве. 

Москва — это жизнь, юность, любовь, потери, радость. Нравятся речные трамваи по Москве-реке, вечерние закаты, улочки, когда я жил в Уланском переулке недалеко от метро Тургеневская. Для меня Москва не суетна. Чтобы полюбить Москву нужно в этом городе жить. Москва — любимый город с которым в моей жизни связано очень много знаковых добрых и хороших событий.

Анастасия Евдокимова

Культуролог. Люблю театр, ретро стиль, интересные культурные события Москвы
Back to top button