Испокон веков между зрителями и актерами в театре существует «четвертая стена». Невидимая, но ощутимая. Однако границы современного искусства с каждым десятилетием размываются все больше, театр — не исключение.
Зрителям уже недостаточно просто сидеть в удобных креслах и наблюдать за действием — они хотят «быть» в спектакле, рассмотреть все в деталях, пройтись рядом с персонажами. Другими словами, войти в историю в прямом смысле этого слова. Специально для таких зрителей и был создан иммерсивный театр, который в прошлом году «добрался» и до нашей страны.
Иммерсивность — это глубокое погружение в искусственно созданные условия. Казалось бы, что в театре создать подобную иммерсионную реальность проще всего, но одно дело — создавать ее с помощью интерактивных панелей, звуков или декораций, а другое — с помощью реальных людей, которые находятся от тебя на расстоянии вытянутой руки. Одним из самых известных «живых» театров является проект «Sleep no more» («Сна больше нет») в Нью-Йорке. В пятиэтажном отеле, в котором 90 комнат, в течение всего дня происходит запутанное действие по пьесе Шекспира «Макбет». Зрителей делят на небольшие группы в 15-20 человек, а затем они надевают маски и погружаются в ночной кошмар. Трогать можно все, кроме актеров, разговаривать запрещено, снимать маски — тоже, крови и фривольности предостаточно. Неудивительно, что с 2011 года этот спектакль является лидером среди вне-бродвейских шоу.
В нашей стране иммерсивный театр получил широкую известность лишь в прошлом году, когда в сентябре с громким успехом прошла премьера спектакля Максима Диденко «Черный русский», а 1 декабря публике было представлено мистическое шоу «Вернувшиеся». Мигель, один из продюсеров и хореограф-постановщик проекта был впечатлен постановкой Sleep no more и загорелся идеей поставить нечто подобное в России. Команда опытных профессионалов больше года работала над созданием «Вернувшихся», а актеров учили существовать в новом игровом формате.
«Американские режиссеры, Мия Занетти и Виктор Карина, удивили всех своей методикой. Все началось еще с кастинга! Три дня шел отбор, примерно по 5 часов актеры выполняли задания связанные с пластическими этюдами, направленные на внимание, доверие, взаимодействие с партнером. Все репетиции начинались с двухчасового тренинга, потом к нему присоединялась этюдная репетиция, на тему «я в предлагаемых обстоятельствах» и многое другое», — рассказывает актриса труппы «Вернувшихся» Анастасия Собачкина, — «также нам давали задания , которые мы должны были сделать на улице, среди незнакомых людей : например, улыбнуться и заговорить с незнакомцем или пролежать несколько минут на земле/полу с открытыми глазами и обязательно чувствовать себя при этом комфортно».
Такие необычные тренинги помогали актерам спокойно относиться к тому, что зритель находится отныне не перед сценой, а где угодно. «В классическом театре актер априори чувствует себя комфортно, находясь на сцене, ведь он в метрах трех от первого ряда со зрителями! Публика сидит на местах и не ходит по залу, а уж тем более не поднимается на сцену. А в иммерсивной постановке зритель может подойти к актеру не только на расстоянии вытянутой руки, а вплотную и заглянуть в глаза, разглядеть и посчитать реснички! Отсюда получается, что нам, актерам, нельзя врать, в первую очередь самому себе! Надо проживать обстоятельства так, чтобы человек в маске поверил, и у него не возникло ощущения игры актера! Он должен увидеть жизнь человека, который живет в особняке».
Но так ли легко принять зрителям другие правила игры? «Атмосферу в постановке старались создать гнетущую, но на психику это давило не больше, чем напряжённый момент какого-нибудь американского триллера. Это было, скорее, забавно, нежели пугающе, и интересно, потому что невозможно предугадать, что произойдёт в следующий момент», — рассказывает студентка филологического факультета Светлана Смилянская, которая посетила один из показов «Черного русского». История, основанная на неоконченном романе А.С. Пушкина «Дубровский», разворачивается в так называемом Доме Троекурова, где, по словам организаторов, «…запрещено смотреть, но гости остаются вправе подглядывать». «Поучаствовать в иммерсионном спектакле мне было намного интереснее, чем в классическом, особенно выпив предложенный аперитив и закусив пельменями. Однако могу сказать точно, что иммерсивный театр не для всех. Зрители привыкли, что им покажут всё от начала до конца, но новый тип постановки этого не предусматривает. Зритель видит только часть, одну из линий сюжета, что понравится только некоторым», — продолжает Светлана. Другими словами, истории «от начала до конца» вы не увидите, так как главная задача иммерсивного театра вовсе не в том, чтобы познакомить зрителей с хронологической последовательностью сцен. Намного важнее дать публике то, чего ей так не хватает — возможности «потрогать» сюжет и увидеть себя в эпицентре драмы.
Цена на билеты в среднем начинается от трех тысяч рублей. На «Черный русский» все билеты стоят по 5900 рублей, а у «Вернувшихся» две ценовые категории: обычный билет — 5000 рублей, и VIP- билет за 30 000 рублей (зрители с такими билетами смогут увидеть расширенную версию шоу, получить доступ к личному бару и гарантированный персональный опыт «один на один» с актерами). Кстати, за один поход на некоторые из постановок вы, как можно догадаться», точно не сможете увидеть все повороты сюжета, поэтому для полного знакомства с иммерсивными постановками на них нужно идти не раз и даже не два.
Восприятие этого самого чувства присутствия бывает двух видов: технологическое и психологическое. За технологическое отвечают декорации, свет, звук, актеры. А за психологическое — вы сами. Да, именно вы определяете меру, которая ограничивает ваше погружение в историю. И именно от вас, в большей степени, зависит то, насколько реальным для вас окажется иммерсивный спектакль. Непривычно, странно. Но, как сказала Анастасия, интерес всегда побеждает страх. А интересно вам, без сомнения, станет сразу после первого шага «в историю».
Мария Наумова