Интервью

Ирина Шахрай — адвокат и финансовый советник о ситуации на ресторанном рынке

Советуют профессионалы

Ирина Шахрай — адвокат, финансовый советник. Основатель юридической компании «Шахрай и Партнеры». В числе клиентов, компании, которые хорошо известны в России и работают под брендами «Чайхона №1», «Пловбери», Steak it easy, La biosthetique, Janssen cosmetics, Truefit&Hill, Dixon, Sothys, Гранд отель «Жемчужина», Клуб-ресторан «Дворянское Гнездо» и другие.

Ирина Шахрай
ТМ: Ирина Анатольевна, добрый день!

Хочется пообщаться на болезненную для всех тему — влияние пандемии на ресторанную отрасль и на бизнес в целом.

Хотелось бы к вам обратиться как к эксперту и как к потребителю, какие у вас были первые мысли, чувства и решения, когда пандемия только начиналась еще в Китае и когда она уже пришла в Россию?

Ирина Шахрай: В январе, когда в Китае только началось распространение вируса, я находилась в США и мысли, что он может добраться до нас — не было. Было понимание, что в современном мире вирус должен был быть локально уничтожен. Осознание того, что Ухань является очень удобной локацией для распространения вируса по всему миру, в связи с тем, что это роза всех портов, пришло гораздо позже. СМИ успокаивали сообщениями, что от вируса защищает прививка БЦЖ, вирус поражает только азиатов. ВОЗ сообщал, что вирус не представляет серьезной опасности.

В дальнейшем информацию я начала получать от друзей, которые живут в Европе, что у них начинает ухудшаться ситуация и тут у нас с мужем начались некие опасения.

С ноября месяца в России был рост заболеваний пневмонией, воспалением легких и прочим, и никто не падал в обморок, не закрыла города, а потом все спохватились и начался пресловутый режим самоизоляции.

ТМ: Если разобрать эту проблему локально, мы сейчас обсуждаем ресторанную отрасль, скажите с какими проблемами столкнулся бизнес? Что лежит на поверхности, а что более глубоко, например взаимоотношения между партнерами, инвесторами, взаимоотношениями с властью?

Ирина Шахрай: Ресторанный бизнес одна из наиболее пострадавших отраслей. В результате противовирусных мероприятий деятельность ресторанов была парализована на 3 месяца, а ситуация с нерабочими днями за счет работодателя повергла многих в шок от осознания неминуемого разорения.

В общепите работает колоссальное количество людей, в условиях простоя ресторанов, доход отсутствует, и даже если собственник начнет распродавать свое имущество, денег все равно не хватит, чтобы покрыть все расходы на ФОТ, аренду и прочее.

В отличие от общемировой тенденции, на фоне эпидемии в России приняли решение фактически не компенсировать, предпринимателем потери, вызванные запретительными мерами.

Нам, как юристам приходилось искать компромиссные решения: договариваться с сотрудниками, арендодателями, поставщиками продукции и иными контрагентами.

Только в начале мая верховный суд дал разъяснения относительно отсрочек платежей, а ведь в начале пандемии было совсем ничего не понятно, арендодатели требовали денег, пытались удержать имущество и тд.

Предложенные верховным судом меры по аренде, сложно назвать достаточными, её снижение носит рекомендательный характер, а закреплённая отсрочка едва ли помогает т.к. чуть позже деньги все равно придётся платить. Сможет ли бизнес заработать средства на расчёты по текущим платежам и на погашение отсрочек большой вопрос.

Когда стало понятно, что ожидать реальной поддержки от государства нет никакого смыла. А запретительные меры продлены на неопределенный срок, арендодатели и контрагенты стали более сговорчивы по вопросам отсрочек и снижения платежей.

Пришло понимание, что, если требовать уплаты в полном объеме, не взирая на простой, предприятия обанкротятся и оплат не будет вовсе. Владельцы недвижимости начали осознавать, что арендаторы сейчас в большой цене.

ТМ: Какие меры, которые ввело правительство действительно действенны и что необходимо, чтобы ими смогли воспользоваться, а какие оказались не эффективны ?

Ирина Шахрай: Вышло ни одно постановление правительства о предоставлении субсидий. Единственное, что мы смогли получить — это субсидии в размере МРОТ 12 130 на заработную плату за апрель и май.

На протяжении всего времени представителям HORECA отказывали в субсидиях по возмещению ссылаясь на наличие алкогольной лицензии, т.к. по бюджетному кодексу и закону о развитии МСП организации с алкогольной лицензией не могут поддерживается из бюджета. 26.04.2020 были внесены соответствующие изменения в бюджетный кодекс, а 08.06.2020 в закон о развитии малого и среднего предпринимательства, которое сняли это ограничение. Но на этом проблемы не закончились. Например, в Москве срок подачи заявлений на получение многих субсидий для СМП истёк 11 июня. Получается, что, у предприятий с алкогольной лицензией было всего лишь три дня на реализацию своего права.

Еще принято постановление Правительства по предоставлению кредитов под 2%, который может превратиться в субсидию, если на протяжении базового и наблюдательного периода бизнес сохранит не менее 90% численности сотрудников.

Мы еще не подавали заявки, но полагаю, что не многие предприятия смогут ими воспользоваться. т.к. к моменту принятия постановления не всем компаниям удалось сохранить численность сотрудников, а для получения выплат необходимо, чтобы количество работников компании в апреле и в мае, составляло не менее 90% по отношению к марту 2020 года.

ТМ: В чем вы видите сложность запуска бизнеса после самоизоляции?

Ирина Шахрай: Нужно понимать, что у нас сейчас очень много людей остались без работы, а более чем у 70% доход существенно уменьшился, есть люди, которые действительно запуганы опасностью заразиться, поэтому сложность для отрасли состоит в том, что клиентов не будет в том количестве как раньше. 16 июня открылись веранды, почти все были полностью заполнены, но, на мой взгляд, лишь потому что все засиделись дома и соскучились по живому общению, посмотрим, что будет дальше, но я думаю, что будет спад, так как желание отдохнуть столкнётся с уменьшением реальных доходов населения и растущей безработицей. Анализ этой недели показал, что средней чек уменьшился вдвое, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В связи со снятием ограничений на работу ресторанов, Роспотребнадзор предоставил перечень рекомендаций по функционированию общепита при сохранении рисков распространения вируса. Совершенно понятно, что рекомендации носят обязательный характер, а штрафы за их несоблюдение начинаются от 200 тыс. до 1 миллиона рублей в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ.

Более того, согласно указанию Роспотребнадзора, использование кальянов запрещено на неопределённый срок. Как следствие лаундж зоны утратили свою привлекательность для клиентов, из-за чего многие рестораны будут отказываться от больших площадей.

ТМ: Начал ли бизнес помогать друг другу?

Ирина Шахрай: Бизнес растерян, инвесторы растеряны. Те бизнесмены, которые опосредованно вкладывали деньги, как правило, инвестировали свои излишки, сейчас такой возможности у многих нет. Партнёры не могут договориться между собой о погашении набежавших за время пандемии обязательств и как следствие уходят в банкротство.

Банкротство — это крайняя мера, однако не все обращаются за ним вынужденно. Многие используют этот институт с целью перевода операционной деятельности компании с долгами на новое юридическое лицо.

За такими действиями будут пристально следить налоговые органы. Тем более что, не так давно был показательный процесс сети ресторанов Корчма “Тарас Бульба”, где налоговая инспекция получила положительную практику по взысканию недоимки с новых компаний с привлечением к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

ТМ: А кто попал сейчас под налоговые предпроверки? И как к ним подготовиться?

Ирина Шахрай: Налоги являются доходной частью бюджетов всех уровней, поэтому политика государства направлена на контроль за полнотой уплаты налогов и сборов. Такой контроль осуществляется в частности путём проведения налоговых проверок.

Сейчас выездные налоговые проверки и проверки валютного законодательства приостановлены до 30 июня. Как только снимут ограничения, налоговые органы вернутся к прежнему режиму работы и бизнес ждёт массовые проверки.

Учитывая, что схемы уклонения от уплаты налогов достаточно единообразны, у налоговой есть чёткий алгоритм выявления компаний для проведения проверочных мероприятий. К таким налогоплательщикам относятся компании использующие схемы по минимизации уплаты НДС и налога на прибыль, путём использования фирм однодневок, либо путём дробления бизнеса.

ТМ: Что же делать бизнесу?

Ирина Шахрай: Для каждого бизнеса существует свой путь, поэтому будем ждать реопенинга и предпринимать действия исходя из той действительности, в которую мы попадем, но одно я знаю точно — все будет хорошо, главное не сдаваться и мыслить позитивно. Кризис, не только потери, но и время новых возможностей.

Back to top button