Когда встречаются современные технологии и искусство, рождается современное искусство. Место же, где это происходит, называется центр «М’АРС».
С 1988 года «М’АРС» экспонировал современное искусство, а в 2000 году изменил свою концепцию, сфокусировав внимание на симбиозе оного с наукой.
В настоящий момент до 31 августа в центре активны следующие VR-инсталляции.
360 градусов «Психоза»
Однажды Сара Кейн — драматург и режиссёр — попала в психиатрическую лечебницу, страдая от клинической депрессии. Её болезнь прогрессировала, ей не стало лучше. Когда «4.48 Психоз» — её последняя пьеса — была закончена, Сара покончила с собой. Ей было 28 лет.
Её произведение было трансформировано в VR-инсталляцию «Психоз» креативным проектом AES+F. Подобный метод визуализации видений героини, возможно, есть самый верный, понятный для зрителя. Он двигается в её теле, смотрит на её руки, слушает «Немецкий реквием» Брамса её ушами. Однако подобный опыт доступен не каждому, ценз проекта — 18+.
«Я — волнение и неизвестность»
VR-инсталляция «Я — волнение и неизвестность» стирает границу между наблюдающим и наблюдаемым, человеком и его окружением. Подобное взаимодействие ср зрителем определяет иммерсивное цифровое искусство. Оно предполагает погружение в создаваемую художником среду, что делает впечатление интенсивнее, сознание – неустойчивее. Можно ли себе представить лучшую почву для волнения и неизвестности?
«Эффект Кесслера»
Кино, погружающее зрителя в нарратив о незнакомцах, оставляет пространство для отстранения от происходящего, что преодолевается в VR-инсталляции «Эффект Кесслера». Это интерактивный фильм, позволяющий зрителю влиять на происходящее.
Эффект Кесслера — гипотеза, выдвинутая Дональдом Кесслером, НАСА, о том, что ближний космос будет в конечном итоге засорён мусором от искусственных спутников, сталкивающихся и разлетающихся в стороны.
Проблема подобных столкновений в скорости, которую развивают частицы. Осколок диаметром 1,2 сантиметра, преодолевает 6,8 километров в секунду, пробивая обшивку космического корабля на глубину в несколько своих диаметров. И это только один осколок!
Очевидно, что подобные повреждения не совместимы с позитивным исходом космической миссии. Гипотетически, они могут привести к отмене полётов, сворачиванию программ и концу космической эры.
Сюжет инсталляции разворачивается в будущем, когда эффект Кесслера из гипотезы превратился в факт. Главный герой — робот Аврора и по совместительству вы — станет спасителем (спасителем ли) планеты вместе со звёздной командой, исследующей вселенную на космическом корабле.
You only live once – YOLO
Как известно, Адам и Ева были изгнаны из Эдема. Как известно, их потомки с этим так и не смирились. Один из них — Иероним Босх, размышляя об изгнании, Боге и грехе, создал триптих «Сад земных наслаждений».
Возможно, вы тоже не довольны сложившимся положением. Тогда вам будет интересно узнать, что войти в райский сад можно через VR. Сделать это в одиночестве, однако, нельзя, как нельзя не поделиться абсолютным благом с ближним. Потому не важно, Адам ли, Ева ли (от лица которых происходит погружение), первый человек не может быть одинок даже в симуляции. Она предполагает full-body experience, датчики на теле зрителя схватывают любые движения, интеракции с виртуальной средой «Сада земных наслаждений».
«История великих сражений»
Этот научно-познавательный проект воссоздаёт историю как она есть – последовательностью побед и поражений. Инсталляция предполагает выбор сюжета сражения, его моделирование, координацию с партнёром и экшн.
Сейчас в центре «М’АРС» проходят несколько выставочных проектов. По единому билету «ЛЕТО 2.0» можно выгодно посетить сразу три из них («Фантазм», «Инновационный дизайн и новые технологии», «ДронART»).
Маликов + Кадария + Кипер + «М’АРС» = «Фантазм»
«Фантазм» — голографическая выставка, вдохновлённая «М’АРСом», композиционным центром которой стало создание клипа Дмитрия Маликова. Режиссурой занималась Елена Киплер — её работа зациклена и аудиовизуально обрамляет экспозицию. Работы фотохудожника Романа Кадария создают её ландшафт и тематическое ядро.
Данный синтез искусств с организацией выставочной деятельности, motion-дизайном, голографическими и VR-технологиями уникален. Посмотреть на него может каждый посетитель, процесс зафиксирован и воссоздан в VR. Выставка продлится до 6 августа.
«Инновационный дизайн и новые технологии»
Из чего состоит ваш гардероб? Из хлопка, полиэстера, шерсти, шифона. Из чего он будет состоять через 10 лет? Из термопластика, бумаги, силикона и полиуритановых трубок.
На тему того, какой цвет и мотив будет раскрывать вас как личность, что будет объявлено «зашкваром» и что из модного останется таковым, спекулируют организаторы проекта «Инновационный дизайн и новые технологии».
Выставка является частью интернациональной программы «Инновационный костюм XXI века: новое поколение». Её тема так же серьёзна, как и его название, хотя предмет выставки развлекателен и забавен.
Носить полиуритановые трубки на ежедневном базисе — занятная перспектива. Вероятно, стоит заранее узнать, как можно сделать это красиво. Выставка продлится до 2 сентября.
«Сигнал с планеты X»
Совместно со студией ArtDynamics М’АРС организовал детский арт-центр «Сигнал с планеты X». Он размещён обособленно от других проектов в зоне, оборудованной шлемами виртуальной реальности HTC Vive Pro с беспроводными комплектами для облегчения нагрузки во время сессий.
В летней программе: рисование в VR, виртуальные выставки Сальвадора Дали, стрит-артера RONE, Древний Иерусалим и иные уголки мира, космический посадочный модуль «АСТРА–01», интерактивные роботы и экскурсии от самого большого из них (2 метра ростом!).
«ДронART»
До 6 августа в центре экспонируется фотографическое искусство, сделанное с помощью дронов. Это спорный союз, но ожидаемый, с учётом особенной нечеловеческой перспективы, которую позволяют запечатлеть дроны. Наравне с фотографией, они также являются частью выставки, инициированной центром при сотрудничестве с Drone School Московского Авиационного института.
Кроме кураторства VR-проектов, центр занимается организацией рабочих пространств – коворгингов и образовательной деятельностью.
Курсы Unity
Будучи первопроходцем в сфере, с 23 июля по 2 августа центр проводит двухнедельные курсы по созданию VR, AR (Augmented Reality – дополненной реальности), motion design, подготавливая кадров для работы с современной технологией.
На них обучаются основам языка программирования C#, создают виртуальные миры, персонажей, VR-приложения в программе Unity. В конце обучения каждый создаёт продукт – VR- приложение или игру.
Центр «М’АРС» работает с 12 до 22 каждый день по адресу г. Москва, Пушкарев переулок, д. 5.