Феномен буллинга в коллективах наблюдался во все времена и стал объектом исследований психологов в 18 веке. В 19 веке проблема буллинга вышла в публичное поле обсуждений: так в 1862 году британская газета The Times передала историю о солдате, покончившим жизнь самоубийством из-за постоянной травли. Публикация шокировала публику, поскольку никто прежде не задумывался о таких ужасающих последствиях буллинга.
Большой вклад в изучение данного феномена сделал скандинавский психолог Д.Олвеус, который в своей книге Gewalt in der Schule (1996) сделал первые шаги к научной разработке темы. На основе исследования коллективов в школе автор вывел ряд признаков буллинга:
- Не любая ссора свидетельствует о буллинге. Конфликтные ситуации в коллективе – это нормальное явление столкновения интересов. Но если конфликты с определенным участником постоянны, длительны и системны – это тревожный звоночек.
- Буллинг ассиметричен. Обязательно есть властвующая сторона и подавляемая. Буллинг всегда про произвол и угнетение определённого члена группы.
- Буллинг всегда преднамеренное действие. Человек является целью по нападению на его социальный статус и душевное состояние.
Он создал программу по борьбе с буллингом (Olweus Bullying Prevention Program (OBPP). При том, что она повысила осведомлённость о проблеме, объёмы травли в школах не снизились. Спланированное массовое убийство учеников школы «Колумбайн» в 1999 году двумя учениками старших классов поставило проблему буллинга на государственную повестку. Было установлено, что юноши были убеждены в том, что общество их ненавидит. В ответ на события власти США разработали новую программу, похожую на ОВРР, No Child Left Behind для обеспечения безопасности в школах. Из периодических инцидентов нападения учеников на школы по всему миру можно констатировать, что проблема буллинга не решена полностью.
Однако сегодня проблема буллинга понимается шире. С буллингом можно столкнуться в любой группе, в том числе рабочем коллективе. Исследование Университета Вуллонгонга (Австралия) выделило 21 форму буллинга, с которыми может столкнуться работник:
- Сокрытие информации, значимой для сотрудника;
- Насмешки;
- Передача поручений, ниже уровня компетенции;
- Распространение сплетен и слухов о сотруднике;
- Нанесение личных оскорблений;
- Игнорирование сотрудника;
- Общение с ним на повышенных тонах;
- Угрозы;
- Намёки на смену профессиональной деятельности или ухода с работы;
- Постоянное припоминание прошлых ошибок;
- Настойчивая критика;
- Визуальное выражение вражды;
- Игнорирование мнения сотрудника;
- Розыгрыши и шалости по отношению к нему;
- Установление необоснованных дедлайнов;
- Предъявление необоснованных обвинений;
- Чрезмерный контроль;
- Оказание давления на сотрудника, чтобы тот не претендовал на социальный пакет или отпуск;
- Применение дразнилок по отношению к сотруднику;
- Навязывание необоснованных рабочих перегрузок;
- Устрашающее поведение и запугивание.
Противостояние буллингу должно решаться на уровне государства и менеджментом организации, но оно может быть оказано самой жертвой буллинга. Однозначно нельзя пускать ситуацию на самотёк, травля лишь усилится. Главное проявлять уважение и воспитанность по отношению ко всему коллективу, следовать корпоративной культуре (если речь идёт об организации) и не бояться обсудить проблему с близкими.
На обложке статьи кадр из фильма Джессики Шарзер «Говори» (2004)