Психология

Истоки буллинга и как его можно остановить

Феномен буллинга в коллективах наблюдался во все времена и стал объектом исследований психологов в 18 веке. В 19 веке проблема буллинга вышла в публичное поле обсуждений: так в 1862 году британская газета The Times передала историю о солдате, покончившим жизнь самоубийством из-за постоянной травли. Публикация шокировала публику, поскольку никто прежде не задумывался о таких ужасающих последствиях буллинга.

Большой вклад в изучение данного феномена сделал скандинавский психолог Д.Олвеус, который в своей книге Gewalt in der Schule (1996) сделал первые шаги к научной разработке темы. На основе исследования коллективов в школе автор вывел ряд признаков буллинга:

  • Не любая ссора свидетельствует о буллинге. Конфликтные ситуации в коллективе – это нормальное явление столкновения интересов. Но если конфликты с определенным участником постоянны, длительны и системны – это тревожный звоночек.
  • Буллинг ассиметричен. Обязательно есть властвующая сторона и подавляемая. Буллинг всегда про произвол и угнетение определённого члена группы.
  • Буллинг всегда преднамеренное действие. Человек является целью по нападению на его социальный статус и душевное состояние.

Он создал программу по борьбе с буллингом (Olweus Bullying Prevention Program (OBPP). При том, что она повысила осведомлённость о проблеме, объёмы травли в школах не снизились. Спланированное массовое убийство учеников школы «Колумбайн» в 1999 году двумя учениками старших классов поставило проблему буллинга на государственную повестку. Было установлено, что юноши были убеждены в том, что общество их ненавидит. В ответ на события власти США разработали новую программу, похожую на ОВРР, No Child Left Behind для обеспечения безопасности в школах. Из периодических инцидентов нападения учеников на школы по всему миру можно констатировать, что проблема буллинга не решена полностью.

Однако сегодня проблема буллинга понимается шире. С буллингом можно столкнуться в любой группе, в том числе рабочем коллективе. Исследование Университета Вуллонгонга (Австралия) выделило 21 форму буллинга, с которыми может столкнуться работник:

  • Сокрытие информации, значимой для сотрудника;
  • Насмешки;
  • Передача поручений, ниже уровня компетенции;
  • Распространение сплетен и слухов о сотруднике;
  • Нанесение личных оскорблений;
  • Игнорирование сотрудника;
  • Общение с ним на повышенных тонах;
  • Угрозы;
  • Намёки на смену профессиональной деятельности или ухода с работы;
  • Постоянное припоминание прошлых ошибок;
  • Настойчивая критика;
  • Визуальное выражение вражды;
  • Игнорирование мнения сотрудника;
  • Розыгрыши и шалости по отношению к нему;
  • Установление необоснованных дедлайнов;
  • Предъявление необоснованных обвинений;
  • Чрезмерный контроль;
  • Оказание давления на сотрудника, чтобы тот не претендовал на социальный пакет или отпуск;
  • Применение дразнилок по отношению к сотруднику;
  • Навязывание необоснованных рабочих перегрузок;
  • Устрашающее поведение и запугивание.

Противостояние буллингу должно решаться на уровне государства и менеджментом организации, но оно может быть оказано самой жертвой буллинга. Однозначно нельзя пускать ситуацию на самотёк, травля лишь усилится. Главное проявлять уважение и воспитанность по отношению ко всему коллективу, следовать корпоративной культуре (если речь идёт об организации) и не бояться обсудить проблему с близкими.

На обложке статьи кадр из фильма Джессики Шарзер «Говори» (2004)

Back to top button