Третьяковская галерея совместно с Министерством культуры РФ запустили новый проект «Не только кино: история – искусство – кинематограф», приуроченный к Году российского кино.
В здании галереи открыл свои двери небольшой уютный кинозал, где показывают старые фильмы на оригинальных пленочных носителях. Организаторы акции подчёркивают, что плёнка для кино XX века – настоящий атрибут подлинности.
Цель проекта проста: привлечь россиян к традициям отечественного киноискусства, а открытие кинозала в стенах галереи – ознаменование нового этапа взаимодействия с посетителями.
Традиционно перед показом фильма выступают специалисты в области истории, искусства и, конечно, вступительное слово предоставляется историку кино. А после просмотра начинаются длительные, но невероятно занимательные дискуссии, касающиеся фильма и его место в контексте мирового кинематографа, обсуждается работа режиссёра и его видение исторических событий. Каждый зритель может участвовать в обсуждении и, таким образом, выяснить влияние русского классического изобразительного искусства на советское кино.
Затрагивается важная тема взаимовлияния разных видов визуального искусства и интеграция советского кино в мировое кинематографическое сообщество.
Программу открыл фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», который 90 лет назад с оглушительным успехом прошел на экранах Москвы, Берлина, Парижа и был символом расцвета советского киноискусства.
Всем известно, сколько книг и статей было написано по этому фильму, но никто не упоминал о связи «Потёмкина» с классикой русской живописи и графики. Например, «типажно-монтажный» образ народа, созданный в фильме, имеет некоторую связь с такими знаменитыми полотнами русской живописи, как «Боярыня Морозова» Василия Сурикова или «Явление Христа народу» Александра Иванова. Это лишь одна из ниточек, соединяющих творчество гениального режиссёра с художественными традициями русской культуры.
Здесь важно упомянуть еще один фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», фильм о человеке, объединившим нашу страну, о Полководце, который возвеличил военную славу нашей Родины на востоке и западе. О Государе, который для решения этих великих задач впервые возложил на себя венец – Царя Всея Руси.
Историк кино Наум Клейман, немало лет посвятивший изучению наследия Эйзенштейна, рассказал об удивительной судьбе этого фильма, об истории его создания, о некоторых особенностях и тонкостях, благодаря которым при просмотре можно открыть для себя зашифрованное послание последующим поколениям.
Снова прослеживаются связь творений режиссёра с традициями русского искусства: живопись и скульптура (В.М.Васнецов, М.М. Антокольский) были взяты за основу визуализации образа царя в фильме Эйзенштейна.
Немыслимо рассматривать отечественное киноискусство вне мирового контекста, поэтому «Кино в Третьяковке» будет знакомить зрителей с выдающимися произведениями кино стран Европы, Азии и Америки, а в ближайшее время при участии Венгерского культурного центра в Москве и Посольства Венгрии в РФ пройдёт программа, посвященная истории венгерского кино в XX веке.
Ещё одна приятная новость заключается в том, что акция проводится абсолютно бесплатно, нужно всего лишь заранее зарегистрироваться на сайте Третьяковской Галереи, а за 30 минут до начала забрать билеты в Инженерном корпусе, где и произойдёт путешествие в прошлое отечественного и западного кинематографа.
Алина Антонова