История Москвы
Москва впервые упомянута в летописи под 1147 годом. Этот год и признается начальным годом истории города. Но начало Москвы теряется в более глубокой древности.
В Щукине, на территории Большой Москвы, найдены следы поселений каменного века — человек обитал здесь за три тысячи лет до нашей эры. Обнаружены и более поздние следы пребывания человека на территории Москвы.
Уже в IX-X веках на кремлевском холме существовало поселение, принадлежавшее славянскому племени вятичей. Об этом свидетельствуют найденные здесь славянские женские украшения — височные кольца и шейная гривна (ожерелье). Две арабские монеты IX века обнаруженные на месте, где теперь площадка Дворца Советов, говорят о том, что уже тогда жители поселения — может быть, через вторые или третьи руки — торговали с далеким Востоком. Местность эта в те давние времена была покрыта густыми лесами. По словам одной старинной повести, здесь был «остров (участок леса) непроходим зело». Лесистый край привлекал поселенцев обилием дичи и пушного зверя — лисиц, куниц, белок и зайцев. Лосей в ближайших окрестностях было много еще совсем недавно, — недаром целый подмосковный район до сих пор называется «Лосиным островом». В лесных речках били бобров. Сравнительно недавно возле самой Москвы водилось «уток бесчисленно много по лужам — свиязей и шилохвосток и чирят». Подмосковные реки и озера изобиловали рыбой. «Бортные» (пчелиные) угодья лежали под самой Москвой. В этом лесном крае мало-помалу вырастали деревни и села; на очищенных от леса участках заводилась пашня, и сюда тянулись жадные руки феодалов.
В первой половине XII века на месте Москвы простирались владения боярина Кучки. Долгое время район теперешней Сретенки продолжал называться «Кучковым полем». Земли боярина Кучки перешли в руки князя Суздальского Юрия Долгорукого.
В 1147 году Юрий Долгорукий угощал в Москве своего союзника Святослава, князя Новгород-Северского. По этому случаю впервые и появляется в русской летописи имя Москвы, чтобы уже никогда не сходить с ее страниц. Кремлевский холм гордо высился на левом берегу Москвы-реки. Он был защищен с южной и западной стороны Москвой-рекой, впадающей в нее речкой Неглинкой и непроходимыми болотами. Нынешнюю площадь Свердлова покрывала топь, а в Замоскворечье до сих пор местность против Кремля не утратила названия «Болота». Бор спускался с самого кремлевского холма. Память о лесах сохранили до последних лет названия московских урочищ: церковь «Спаса на бору» в Кремле, недалеко от Боровицких ворот, церковь Иоанна «под бором» в Замоскворечье. Сквозь густую чащу иногда трудно было просечься неприятелю. Известен случай, когда две рати, шедшие друг против друга, заблудились в московских лесах и разминулись, не встретясь. Окаймленный лесами, заливными лугами и болотистыми реками, высокий холм самой природой как бы предназначался для укрепленного пункта.
В 1156 году Юрий Долгорукий огородил свою московскую усадьбу деревянными стенами и превратил ее, таким образом, в «город», то есть крепость. Она стояла на самой крутизне и господствовала над окрестным зеленым пространством лесов. Как же случилось, что эта маленькая крепость, заброшенная в чащу лесов, сделалась национальным центром русского народа, чтобы в дальнейшем стать красной столицей — сердцем нашего великого Советского Союза? Этот вопрос давно волновал ученых. Мы считаем неправильным ответ, который давали буржуазные ученые и повторял историк Л. Н. Покровский. Первоначальный рост Москвы они связывали с ее выгодным торговым положением на речном пути с верховьев Волги на Оку и далее к низовьям Волги. Конечно, этот момент имел значение. Но основную роль играло другое: Москва возникла и развивалась в середине той территории, на которой складывалась русская народность.
В XIII веке, в княжение Даниила, сына Александра Невского, Москва стала столицей небольшого княжества, каких в то время было много в феодально-раздробленной Руси. Расположенная в середине русских земель, она хорошо была укрыта соседними княжествами от внешних врагов, и под защиту ее укреплений стекались русские люди из разоренных окраин. Первые, самые сильные удары татар падали на Рязань и Нижний Новгород, а литовцев — на Смоленск. Не раз и Москву разоряли татары, но все же вражеские рати доходили до Москвы не так уж часто, и население здесь могло спокойнее, чем в других местах, заниматься землепашеством и разными промыслами. Эта сравнительная безопасность привлекала в Московское княжество жителей издалека. Шли в Москву на службу к богатому и сильному Московскому князю бояре с отрядами вооруженных слуг; тянулись хлеборобы-крестьяне и рубили леса, расчищали заимки, распахивали землю. Переехал в Москву из стольного Владимира митрополит, глава русской церкви. В митрополите московские князья обрели верного союзника и помощника — он поддерживал их всей силой своего авторитета и всеми материальными средствами, которыми обладала в ту пору церковь.
В XIV веке Москва была уже столицей одного из наиболее сильных русских княжеств. Князь Иван Калита отметил политические успехи Московского княжества укреплением и украшением столицы. При Иване Калите Москва опоясалась мощными дубовыми стенами, из-за которых выглядывали маковки вновь построенных каменных соборов. Эти соборы были еще очень скромными в сравнении с позднейшими великолепными строениями XV века, но резко выделялись среди деревянных построек размерами и каменной кладкой, пленяли фресковой росписью внутренних стен — произведениями русских и греческих мастеров. При преемниках Ивана Калиты Московское княжество продолжало расти. Через полвека после смерти Калиты оно охватывало уже не только значительную часть междуречья Волги и Оки, но и расширилось далеко на север, за Волгу. Всякая попытка соседних князей — Тверского и других — соперничать с Московским князем приводила неизбежно к их поражению. Деревянные стены, построенные Иваном Калитой, уже не отвечали возросшей роли Москвы, и его внук, Димитрий Иванович Донской, «славный град Москву стенами чудными оградил», заложил «град каменный». С этого времени и прослыла Москва «белокаменной». Города с каменными стенами насчитывались тогда в северо-восточной Руси единицами. Кремль при Димитрии Донском. С картины А. Васнецова В XIV веке Москва выступает как основная национальная сила в стране. Москва при Димитрии Донском возглавила борьбу русского народа за независимость.
В 1380 году общерусская рать, сражаясь под знаменами Московского великого князя Димитрия Донского на Куликовом поле, нанесла тяжелое поражение татарским полчищам Мамая. При Димитрии же Москва остановила наступление на русские земли литовского князя Ольгерда — каменные стены и башни московского Кремля встали на его пути неприступной преградой. Всюду — и на западных, и на южных, и на восточных рубежах — Москва выступала защитницей свободы и независимости русского народа. В глазах народа Москва была призвана объединять все силы для внутреннего укрепления Руси и для борьбы с внешним врагом. Москва была основой объединения разрозненной Руси в единое централизованное государство с единым руководством. И великий князь Московский становится не просто владетелем одного, будь то могущественного, Русского княжества, а «великим князем всея Руси».
Слияние русских земель в единое Русское государство во главе с Москвой было ускорено потребностями обороны. Даже после того, как во второй половине XV века пало монголо-татарское иго, Русское государство росло в тяжелых условиях. Оно было стиснуто отовсюду напиравшими на него врагами. На юге и востоке грозной силой оставались татары, разорявшие русские окраины и запиравшие Руси путь по Волге. На западе Польско-Литовское государство, захватив Украину и Белоруссию, протягивало алчную руку к собственно русским землям. В Прибалтике немецкие псы-рыцари, при содействии Германской империи, проводили блокаду Русской земли, нарушавшую ее жизненные интересы. Дальше, на северо-западе росла новая угроза — усиливалось Шведское королевство. Русскому народу приходилось бороться за независимое существование, и эта борьба ускоряла процесс его государственного объединения. Великий князь Московский осуществлял идею единства русского народа. Все патриотические чаяния народных масс были связаны с Москвой. Ее рост отвечал интересам народа. Значение Москвы понимали и иностранцы: они всю страну называли по имени этого города — Московией.
К концу XV — началу XVI века завершается объединение всей Русской земли вокруг Москвы. И скромный стольный град одного из многих русских княжеств превращается в богатую столицу национального Русского государства. Самая внешность Москвы изменяется в соответствии с новым ее значением. Кремль при Иване III. С картины А. Васнецова При великих князьях московских Иване III и его сыне Василии III Москва укрепляется по всем правилам тогдашней техники. В 1485 году начинают возводить вокруг Кремля новые стены и башни. Они в основном сохранились до нашего времени. Внутри Кремля создаются великолепные соборы. Строится монументальный дворец со сводчатой Грановитой палатой. На треугольном острове, образуемом Москвой-рекой, Неглинкой и соединявшим их рвом, вырастает сказочный замок, сверкающий золочеными главами церквей. Рядом с ним разрастается богатый посад, населенный торговым и ремесленным людом. На обширном Гостином дворе кипит оживленный торг, где итальянские, немецкие и восточные купцы встречаются с поморскими и поволжскими торговыми людьми, русские товары обмениваются на персидские шелка, на восточные пряности, на западноевропейские ткани. По зимам на льду Москвы-реки, под стенами Кремля и посада, возникает рынок, на, который крестьяне окрестных деревень свозят хлеб и всякую снедь, открываются лавчонки, рядами выстраиваются замороженные туши быков и свиней. А дальше, за пределами посадов, тянутся поля, огороды и сады с разбросанными среди них деревнями и слободками. По мере того как растет и крепнет Русское государство, растет и обустраивается его столица. Английским путешественникам конца XVI века Москва с ее широко разбросанными пригородами казалась больше Лондона.
В начале XVII века француз Маржерет сравнивал Москву по размерам с Парижем. В течение XVI века Москва опоясывается тремя новыми линиями стен. В юные годы Ивана Грозного торговый посад окружается мощной стеной и образует Китай-город; остатки этих стен сохранились до сих пор. Но Москва не вмещалась в эти тесные рамки. При сыне Ивана Грозного, Федоре, правивший государством Борис Годунов возвел новую стену, которая тянулась полукругом по теперешней линии бульваров. Стену строил русский мастер Федор Конь. Район, охваченный этой третьей стеной, стал потом известен под названием «Белого города». До сих пор на Гоголевском бульваре у Кропоткинских ворот можно видеть следы вала, а названия площадей — Яузские ворота, Покровские ворота, Мясницкие (ныне Кировские) ворота, Петровские ворота, Тверские ворота, Никитские ворота, Арбатские ворота, Чертольские, или Пречистенские (ныне Кропоткинские) ворота — говорят о тех временах, когда здесь действительно в стенах были ворота и возвышались надвратные башни. За чертой Белого города пригороды и окрестные селения были вскоре также охвачены правильным кругом рва и земляного вала, защищенного деревянными стенами. Этот Земляной, или Деревянный, город тянулся по линии теперешнего Садового кольца. И о нем напоминают названия улиц: Крымский вал, Коровий вал, Валовая, Земляной вал (ныне улица Чкалова), и площадей: Калужские ворота (ныне Октябрьская площадь) , Серпуховские ворота (ныне Добрынинская площадь). Некогда эти ворота выводили прямо в «всполье», то есть в открытые поля и луга. Ворота Белого и Земляного города связывали Москву с важнейшими городами страны. Во все концы государства из единого центра радиусами расходились большие дороги: через Тверские ворота — на Тверь, через Никитские — на Новгород, через Арбатские — на Смоленск, через Калужские — на Калугу, через Серпуховские — на Серпухов. Москва проторяла дороги все дальше и дальше, в места, богатые хлебом и пушниной, к морю. Много позднее в основном по этим радиусам разошлись из Москвы и железные дороги. Так исторически сложились основы плана Москвы: концентрические кольца, рассекаемые радиусами, с сетью переулков между ними.
Подступы к Москве охранялись расположенными за Земляным валом монастырями. Это были «сторожи» — грозные крепости, о стены которых разбивались не раз полчища врагов. Новодевичий монастырь защищал дорогу с запада, из Польши. На юге татар задерживали твердыни Донского, Данилова, Симонова и Новоспасского монастырей, а на востоке — Андроньева монастыря. В окружении защитных линий Кремль представлял собою как бы сердце великого города. Реформы Ивана Грозного подорвали силу бояр-феодалов, укрепили единство и мощь Русского государства. Растущая политическая мощь государства находила себе образное выражение в замечательных архитектурных сооружениях.
В 1552 году Иван Грозный сокрушил Казанское ханство. В память этой победы на Красной площади воздвигается шедевр русского искусства — своеобразный, причудливый Покровский собор — «Василий Блаженный». Один из преемников Грозного, царь Борис Годунов, возводит в Кремле небывалой для тех времен высоты колокольню Ивана Великого, которая еще издалека возглашала каждому подъезжавшему о величии столицы русского народа. «Белокаменная», «златоглавая» Москва представлялась русским людям XV-XVI веков воплощением их национальной славы, наследницей величия царственного Константинополя, третьим Римом. «А четвертому Риму не бывать! » — так писали московские книжники.