С 1 по 4 июля в смешанном формате прошел Московский урбанистический форум. Он был посвящен теме «Re:город. Жизнь в новой эре», трансформации мегаполисов в условиях пандемии. Помимо здоровья, экономической составляющей и новых технологий, одной из основных повесток был транспорт. Его рассматривали в контексте безопасности, доступности и экологии. Обсуждались новые проекты, которые в скором времени будут реализованы в Москве. В этой статье мы их и обсудим.
Основные направления развития
Сергей Собянин во вступительной речи отметил, что транспорт всегда был одной из самых значимых проблем в столице. Москва движется по пути развития сразу нескольких отраслей. Основной задачей будет увеличение доступности общественного и количества экологичного транспорта: расширение метро (обеспечение 90% москвичей подземкой в шаговой доступности), закупка электробусов, развитие МЦД, объединение маршрутов железных дорог, полная интеграция системы метрополитена и общественного транспорта. Однако автомобильные дороги также будут улучшаться за счет создания нового дорожного каркаса, реконструкции магистралей и развязок, создания хордового сообщения. Кроме того, будут развиваться новые средства мобильности: речные трамваи, электросамокаты, волопракаты, канатные дороги.
Vision Zero и безопасность
На данный момент Москва является лидером по безопасности дорожного движения среди городов России. Коэффициент социального риска (кол-во погибших в ДТП на 100 тыс. населения) по сравнению с 2010 годом снизился на 55%. Достичь этого помогли следующие меры: создание интеллектуальной транспортной системы, увеличение комплексов фотофиксации, введение грузового каркаса (улицы для свободного движения грузовых автомобилей), ликвидация хаотичной парковки, новые переходы, благоустроенные зоны для пешеходов. Однако целью любого города является Vision Zero – нулевая смертность на дорогах, а в столице все еще присутствуют проблемы. Среди них преобладание ДТП из-за высокой скорости (будет введено снижение скорости с 20 до 10 км./ч.), рост ДТП с участием велосипедистов (построят 80 км. велодорожек), рост погибших в ДТП с такси (будет запущена новая система контроля такси). Также повысить безопасность могут интеллектуальные транспортные системы, беспилотный транспорт и внедрение умных светофоров.
Новые технологии и доступность транспорта
Из-за постоянного увеличения числа жителей городов возникает проблема пропускной способности дорог. Решение, по мнению Романа Латыпова (прим. Первый заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен» по стратегическому развитию и клиентской работе), кроется в развитии интеллектуальных транспортных систем. Постепенно цифровизация и смежная инфраструктура (выделенные полосы и транспортно-пересадочные узлы) стали играть большую роль, чем комфортный передвижной состав. Поэтому о транспорте нужно говорить по-новому, делая акцент на скорости, на гарантированном передвижении из одной точки в другую, на доступности в любое время суток. Среди мер, внедряемых сегодня, можно выделить увеличение скорости движения, сокращение задержек в пути, контроль выбросов, уменьшение ДТП, контроль за передвижением и отслеживание транспорта.
«Зеленый» транспорт
За последние 10 лет Москва достигла хороших результатов в области экологии: на 21% уменьшились выбросы от автотранспорта, в 2,1 раз снизилась концентрация оксида углерода и оксида азота. По мнению Артура Шахбазяна (прим. Заместитель руководителя, ЦОДД), пешеходное движение – это лучший выбор, который могут сделать жители и лучшее, к чему нужно стремиться с точки зрения городской мобильности. Необходимо благоустройство улиц, площадей и общественных пространств, создание новых переходов и расширение тротуаров. Кроме того, в последнее время горожане отдают предпочтение экологичному общественному транспорту. 66% поездок сегодня совершаются на метро, МЦД, придорожном железнодорожном сообщении, электробусах и средствах индивидуальной мобильности. В целом, велосипеды и электронные самокаты приобретают все большую популярность, появился новый тренд – микромобильнось. В связи с этим построят 300 км велодорожек и велополос, а также реализуют проект «Зеленое кольцо» (свяжут транспортно-пересадочные узлы с зелеными зонами, что будет стимулировать жителей города пользоваться более экологичными видами транспорта).