ИсторияКультура

День Победы: как московские музеи работали в тылу и на фронте

В годы Великой Отечественной войны судьбы музеев складывались по-разному. Тем не менее, сотрудники не прекращали своей работы ни на один день. Среди музейных работников есть те, кто защищал Родину в составе действующей армии, многие из них не вернулись с фронта. В этом материале рассказываем истории о жизни трех московских музеев в годы Великой Отечественной войны. 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «ИНТЕГРАЦИЯ» ИМ.Н.А. ОСТРОВСКОГО

Музей им. Н.А. Островского был создан в 1940 году как филиал Государственного литературного музея. Его первым директором стала супруга Николая Алексеевича – Раиса Порфирьевна Островская. 22 июня 1941 года посетители и сотрудники музея услышали по радио, что началась война.

Интеграция Детский ботинок из концлагеря Майданек музеи в тылу День Победы: как московские музеи работали в тылу и на фронте                                                                                                   1024x683
Интеграция Детский ботинок из концлагеря Майданек

Музей без экспонатов

Экспонаты эвакуировали в город Хвалынск Саратовской области вместе с бригадой сотрудников музея, которую возглавляла Раиса Порфирьевна. Несмотря на это музей был открыт, в нем остался единственный сотрудник — кассир-контролер Анна Николаевна Волкова, которая рассказывала посетителям о жизни и творчестве писателя.

Островская вернулась в 1942 году и в музее началась работа над новой экспозицией, состоящей из фотоматериалов. Большая часть выставки была посвящена значению романа «Как закалялась сталь» в годы Великой Отечественной войны.

Вдохновляющий Корчагин

Музей пользовался большой популярностью у молодых людей, отправлявшихся на фронт. Главный герой романа Островского «Как закалялась сталь» был близок им, ведь молодость Павки Корчагина также пришлась на годы войны.

По некоторым сведениям, когда в отрядах не хватало наград, человека просто называли Павлом Корчагиным — это было почетным «званием» самому смелому и бесстрашному защитнику страны. Одна из главных фраз в романе — «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества» — в годы Второй мировой войны звучала, как никогда, актуально.

Дина Соколова – фронтовой лектор

В начале июня 1943 года в музей на должность научного сотрудника пришла Дина Елисеевна Соколова. До этого она работала в Литературном музее и в 1941 году ездила с лекциями в действующую армию. Летом 1943 года она вновь отправилась на фронт. По инициативе Дины Елисеевны была создана передвижная выставка, которая в годы войны стала для музея главным направлением и единственным подобным случаем в истории.

Музей в грузовике

В 1944 году музею выделили грузовик, на бортах которого разместили портреты Сталина, Островского и Горького с духоподъемными фразами, на задней части — карикатурное изображение Гитлера, разрывающегося на части под бомбами союзников. Внутри автомобиль был оборудован проектором для показа фильмов.

С 5 июня по 5 сентября 1944 года Дина Соколова в сопровождении офицера, водителя и киномеханика находилась на фронте. Машина-музей следовала за 8-ой гвардейской общевойсковой армией под командованием гвардии генерал-полковника В.И. Чуйкова.

Бойцам читали лекции, показывали фильмы, в частности, «Как закалялась сталь» режиссера Марка Донского. Из киномашины звучали песни и записи Островского с чтением собственных произведений.

Детский ботинок и роман в крови

Вместе с 8-ой армией Дина Соколова дошла до Польши. На территории города Люблина находился один из самых крупных фашистских концлагерей Майданек, к тому моменту уже освобожденный. Дину Соколову поразило огромное количество обуви заключенных в лагерном складском помещении – около миллиона. Один детский ботинок она привезла с собой в музей, и сейчас он хранится в фондах.

В музее также хранятся экземпляры романа «Как закалялась сталь», которые вместе с солдатами прошли через всю войну. На некоторых из них остались следы крови и пороха.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ

Дарвиновский музей начал свою работу на базе московских Высших женских курсов в 1907 году. В военные годы музей располагался там же, на Малой Пироговской улице. Все это время основатель и первый директор Александр Федорович Котс вел дневник, в котором записывал все происходящие события.

Дарвиновский А.Ф. Котс в палате госпиталя. 1942 - 1944 гг. музеи в тылу День Победы: как московские музеи работали в тылу и на фронте
Дарвиновский А.Ф. Котс в палате госпиталя. 1942 – 1944 гг.

Начало войны и оборона музея

Дарвиновский музей не прекращал своей работы. Одной из главных задач было сохранение экспонатов — самые ценные были упакованы в несколько десятков ящиков, часть из них переправили в подвалы Новодевичьего монастыря.

Сотрудники музея провели работы по противовоздушной и противохимической обороне — окна заклеили темной бумагой, на всех этажах и крыше установли ведра с водой и песком, а деревянное покрытие чердака покрасили негорючим составом.

Авианалеты на Москву и кино для детей

Одна из бомбежек описана в дневнике Александра Котса: «24 июля. Ночь. Воздушная тревога. Первые вопли воющей сирены – и сотрудники музея на своих постах, готовясь встретить зажигательные бомбы. <…> Весь громадный зал был затянут едким белым дымом. Охватив тяжелую матерчатую штору, бурно и ярко колыхалось пламя. Ф. Е. Федулов сорвал пылающий тяжелый занавес с окна, потушил бомбу и вышнырнул её на улицу, чем спас музей от пожара. Во время этого налета повредилось чучело кабаньей головы, которое оказалось на пути бомбы».

Во время воздушных тревог в оборудованном «бомбоубежище» в музейном подвале сын Александра и Надежды Котсов – Рудольф – проводил киносеансы для детей, живущих в ближайших домах.

Все для фронта! Все для Победы!

Надежда Латыгина-Котс прослушала курс по санитарной подготовке и возглавила работу по помощи фронту, например, к праздникам она организовывала в музее отказы от талонов на продукты в пользу армии, показывая личный пример.

На фронт регулярно отправлялись посылки, к каждой из них Латыгина-Котс прилагала письмо с перечисленным содержанием посылки и пожеланиями скорейшей победы. Одна из таких посылок состояла из копченой колбасы, табака, печенья, мундштука, почтовой открытки, папиросной бумаги, блокнота, мыла, кураги, чая и карандаша.

Лекции, фильмы и сеансы психологической разгрузки

Котсы в годы войны прочитали в московских госпиталях более 700 лекций для раненных бойцов. Среди тем были «Маскировка у животных и Военная маскировка», «Орудия нападения и оборона у животных и вооружение человека», «Разоблачение фашисткой лжетеории расизма».

Кроме лекций, Александр Котс развлекал пациентов интересными историями из практики, а Надежда Николаевна, психолог по образованию, проводила сеансы психологической разгрузки. Рудольф помогал в организации лекций и проводил киносеансы. 

Судьба сотрудников-фронтовиков и возобновление работы музея

8 июля 1941 года сотрудники Дарвиновского музея – таксидермист Дмитрий Яковлевич Федулов и научный сотрудник Петр Петрович Смолин, воевавшие еще в Первую мировую войну, вступили в ряды народного ополчения.

С начала войны и до 1943 года научный сотрудник Петр Петрович Смолин состоял в резервных войсках при штабе, затем воевал на передовой в 1-м полку 3-го батальона пулеметной роты. По рекомендации Александра Котса был назначен командиром взвода и преподавателем в Центральной школе военного собаководства в Новогирееве. Награжден медалью «За Победу над Германией».

Таксидермист Дмитрий Яковлевич Федулов служил в 5-й Фрунзенской дивизии, которая принимала участие в тяжелых боях при обороне Москвы, воинской части п/п 30048. По прошению Александра Котса с формулировкой «по причине незаменимости и уникальности» демобилизован в 1944 году. Награжден медалями «За оборону Москвы», «За участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева ведет свою историю с 1922 года. Его основатель и первый директор – академик Борис Михайлович Завадовский. В конце 1934 года музей въехал в усадьбу купца и мецената Петра Ивановича Щукина, в которой располагается по сей день.

Биологический Новый музей. Вид со стороны М. Грузинской улицы музеи в тылу День Победы: как московские музеи работали в тылу и на фронте
Биологический Новый музей. Вид со стороны М. Грузинской улицы

Добровольцы-ученые

Объявление о начале войны для сотрудников музея, как и для всех граждан, стало полной неожиданностью. На коллективном собрании 4 июля 1941 года единогласно было принято решение о вступлении «всех мужчин, способных носить оружие» в сформировавшуюся Краснопресненскую дивизию народного ополчения.

Москва – Хвалынск – Кустанай – Москва

Экскурсионная деятельность в музее была приостановлена, а экспозиции разобраны. Для учебно-методической работы остались только две — анатомо-физиологическая и антропологическая (антифашистская). Научное оборудование и наиболее ценные экспонаты эвакуировали: одну часть — сначала в город Хвалынск Саратовской области, а затем в город Кустанай (Казахстан), другую — в Госхранилище № 2 (здание церкви Николы на Берсневской набережной).

В августе 1941 года из Москвы эвакуировались сотрудницы с детьми. Так, из штата в 70 человек в музее остались 52 сотрудника. В итоге в Биологическом музее остались несколько человек, а в зданиях усадьбы разместились военно-санитарные курсы отделения Красного Креста.

Красный Крест и сила слова

На курсах готовили младший и средний медицинский персонал, с 1941 по 1943 год. За это время обучение прошли около 10 тысяч человек. Оставшиеся в Москве сотрудники физиологического отдела Биомузея читали лекции слушателям военно-санитарных курсов, а оставшаяся экспозиция использовалась в качестве наглядного пособия.

На заводах и фабриках, в госпиталях, агитпунктах и вокзалах также читали лекции на актуальные темы: «Фашистский социал-дарвинизм и борьба с ним», «Дикорастущие съедобные и лекарственные растения», «Съедобные и несъедобные грибы» и многие другие. С 1942 по 1946 год сотрудники прочитали 1258 лекций для 100 тысяч человек.

Были организованы и передвижные выставки: «Отечественная война советского народа против германского фашизма», «Поднимаем борьбу против фашистской расисткой лженауки» и другие.

Начало новой жизни

Осенью 1943 года Борис Михайлович Завадовский вернулся в Москву и был восстановлен в должности директора. В конце года из эвакуации были возвращены коллекции. Работа музея постепенно начала возобновляться.

С войны не вернулись 11 сотрудников: научный сотрудник эволюционного отдела М.А. Воронцовская, старший научный сотрудник отдела ботаники к.б.н. М.В. Катунский, заведующий эволюционным отделом к.б.н доцент В.Г. Колесов, научный сотрудник эволюционного отдела А.Д. Митяев, шофер и дворник И.Н. Мосолов, заведующий отделом ботаники к.б.н. А.С. Серейский, старший научный сотрудник отдела ботаники М.Н. Слудская, заместитель директора по хозчасти П.И. Торин, научный сотрудник эволюционного отдела И.Ф. Тулин, старший научный сотрудник эволюционного отдела С.А. Шлугер, заведующий хозяйством И.А. Юлин.

Биологический Сотрудники музея, экскурсовод Н.Е. Гольдрин и лаборант М.А. Качалова проводят экскурсию 1941 музеи в тылу День Победы: как московские музеи работали в тылу и на фронте
Биологический Сотрудники музея, экскурсовод Н.Е. Гольдрин и лаборант М.А. Качалова проводят экскурсию 1941
Теги
Close
Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: