В 1785 году была опубликована «Жалованная грамота дворянству», согласно которой привилегии дворян получали законный статус. Теперь дворянство освобождалось от подушной подати, обязательной службы и телесных наказаний. За «благородным сословием» официально закрепились права собственности на землю с крестьянами, торговлю и предпринимательство. Таким образом, во время правления Екатерины II русское дворянство окончательно утвердилось в качестве главного привилегированного сословия, а сам период правления императрицы получил название «золотого века» русского дворянства.
Образование
Получение образования для русского дворянина во время правления Екатерины II было обязательным. Самым популярным способом являлось домашнее образование, и чаще всего лишь дворяне из крупных городов имели возможность учиться в специальных образовательных учреждениях. Одними из самых престижных заведений считались Санкт-Петербургский кадетский корпус и Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Особенно состоятельные получали образование за границей – во Франции, Англии или Германии. Детей забирались из дома в возрасте шести лет на все время обучения, которое составляло 15 лет.
Обучение начиналось приблизительно с пяти лет, и первыми учителями для ребенка становились сельские священники, грамотные крепостные и дьячки. Этот этап домашнего образования знакомил детей с религией, традициями и христианскими нормами. Благодаря ему у ученика должны были сформироваться нравственные устои, касающиеся, прежде всего, религии.
В возрасте 6-7 лет у дворянских детей начинался новый этап образования. Менялись наставники: ими являлись иностранные учителя и гувернеры, чаще всего – французы, иногда – немцы и англичане. Теперь у ребенка программа образования значительно расширялась. Прежде всего, изучались иностранные языки: французский – как основной у русского дворянина — и латынь, а английский и немецкий – по возможности. Добавлялись такие предметы, как география, арифметика, русский язык и многие другие. Огромное внимание уделялось физической подготовке ребенка. Детей учили верховой езде, фехтованию и охоте.
Дворянским девочкам учиться было немного проще, хотя их образование и не слишком сильно отличалось от того, что давали мальчикам, но в целом носило поверхностный характер. Девочку обучали всевозможным видам рукоделия, танцам и пению, рисованию и игре на музыкальном инструменте. Девочке не обязательно было знать несколько иностранных языков, чаще всего они ограничивались немецким и французским. Особенное внимание уделялось осваиванию «хороших манер» и этикету.
Мода русского дворянства
Русский дворянин всегда одевался в строгом соответствии с модой. Время правления Екатерины II славится своим возвращением к «русским традициям» в костюме. Сама императрица носила русские платья, тем самым подавая пример приближенным. Дворянам разрешалось следовать всем канонам европейской моды, но главным условием наряда считались русские элементы.
Екатерина II велела дворянам соблюдать «простоту» в нарядах, запретив отделывать платья золотым и серебряным шитьем свыше 9 см. Каждой губернии присваивался свой цвет, и теперь дворянам было необходимо являться в столицу исключительно в нарядах цвета своей губернии.
В мужской одежде особый пик своей популярности переживает фрак. Это был своеобразный перешитый кафтан, длина и форма которого изменялись под воздействием моды. Галстуки и трости были неотъемлемыми частями гардероба русского дворянина.
Женские платья этого периода отличаются своей скромной отделкой. Нижнее платье было преимущественного белого цвета, на нем отсутствовали кружева и оборки. Сверху надевалась роба – распашное платье, которое украшалось золотым шитьем, лентами и бриллиантами.
При Екатерине II все так же оставалась мода на «неестественный» цвет кожи. Дворяне обильно пудрились, мазали руки, шею и лицо белилами, а щеки сильно румянились. Чтобы перебить запах грязного тела, следовало натираться ароматическими маслами, на смену которым позже пришел парфюм.
Бал
Балы являлись неотъемлемой частью жизни столичного дворянина времен Екатерины II. Здесь осуществлялась светская жизнь дворянина, где человек оказывался в непринужденной обстановке со своим сословием, а кавалеры могли «законно» оказывать дамам сердца внимание.
Танцы – главный атрибут бального вечера – задавали нужный тон и даже тему разговора во время приема. Обучались танцам примерно с пяти лет. В программу обязательно входили полонез, кадриль, полька, мазурка, котильон и вальс.
Со временем балы обзавелись собственным этикетом. Например, девушкам было не положено танцевать с одним и тем же кавалером более трех раз за вечер, но было обязательным принимать приглашение от каждого кавалера (имя партнера по танцам записывалось в специальную книжечку – «агенду»). Кавалер обязан был развлекать напарницу во время танца, а также следить за шлейфом ее платья и ее самочувствием.