Бывает, встречаешь на своем жизненном пути человека, который на 360 градусов меняет твое восприятие какой-то вещи, события или явления. Один такой, имеющий непосредственное отношение к советскому телевидению, кардинально изменил мое видение кино. Просмотр фильмов — это не способ занять свободное время, это не жевачка для мозга и не фон, пока вы гладите белье. По крайней мере, есть определенное кино, которое формирует вкус, если хотите. Предлагаем классическую подборку киношедевров, которые необходимы к просмотру так же, как обязательны к прочтению Пушкин, Лермонтов, Толстой и Достоевский.
1. Мужчина и женщина (1966), режиссер Клод Лелуш
Не зря говорят, если женщина сказала «нет», послушай и сделай наоборот. Такая у них противоречивая сущность, которую, как ни крути, должны понимать мужчины. В этом фильме рассказывается о встрече двух сильных людей, интересных личностей: он автогонщик (Жан-Луи Трентиньян), а она сценарист (Анук Эме). В их жизни была настоящая, сильная любовь, которая оставила за собой чудесный, но горький шлейф воспоминаний. Чтобы вновь полюбить в реальности они борются со своими въедливыми привычками и стереотипами. Дети же главных героев, наоборот, показывают, насколько они открыты миру и жизни, насколько легко и просто они общаются и вместе радуются. Здесь нужно смотреть на глаза женщины, движения мужчины, читать мысли каждого. Слоган фильма гласит: «Смотрите это с тем, кого любите». И с этим не поспоришь.
2. Смерть в Венеции (1971), режиссер Лукиано Висконти
Композитор Густав фон Ашенбах (Дирк Богард) приехал на курорт Венеции в начале 20 века. Здесь он ищет вдохновение и пытается пережить творческий упадок. В отеле он встречает польскую аристократическую семью, где мальчишка Тадзио (Бьорн Андресен) сражает его своей идеальной красотой и молодостью. Густаф не знает, что ему делать: уехать домой и продолжать творить или остаться в зараженной опасным вирусом Венеции, но с прекрасным юношей. Главный герой лишь издали наслаждается красотой Тадзио, который, проходя мимо, заставляет впадать в оцепенение взрослого мужчину. Напряжение мыслей, чувств, смущение и нерешительность — все это похоже на состояние эйфории главного героя. А как известно, сильное чувство имеет свойство заканчиваться очень резко и неожиданно.
3. 12 разгневанных мужчин (1957), режиссер Сидни Люмет
Американский суд присяжных должен единогласно решить, виновен ли юноша в убийстве своего отца. Большинство высказываются за то, чтобы посадить преступника на электрический стул и пойти уже домой со спокойной душой. Но лишь один усомнился и голосует «против». Почти все действие фильма происходит в одной комнате, где 12 мужчин спорят действительно не на жизнь, а на смерть, но не свою, а совершенно незнакомого им человека. Это кино доказывает, что человек должен всегда мыслить критически и подвергать любую, даже самую очевидную истину сомнению. Психологический портрет каждого из присяжных у зрителя, как на ладони, следить за метаморфозами, которые происходят в течение всей картины – это получение наслаждения от игры актеров, постановки кадра, замысла режиссера и общей детективной нити кино. Кстати Никита Михалков снял свою версию этого бессмертного шедевра под названием «12».
4. Мертвец (1995), режиссер Джим Джармуш
Не все любят артхаус. Но тот, в котором снимается молодой Джонни Депп, обязателен к просмотру. Это история про счетовода Уильяма Блейка (Джонни Депп), который приехал на Дикий Запад в поисках работы. Здесь сразу начинают происходить необычные события, из-за которых за голову скромного парня в очках назначают 500 долларов. Охотники за наживой следуют за ним попятам и, прицелившись, попадают почти в самое сердце Уильяма. Но судьба к нему благосклонна, и на его пути встречается индеец, который принимает его за поэта Уильяма Блейка и начинает его выхаживать древними индейскими способами. Блейк не только идет на поправку, но становится стрелком, попадая без промаха в охотников за его головой. Опасные путники направляются в священное место, где живут люди, которые знают, откуда приходят и куда уходят духи. Каждый кадр наполнен символизмом, который начинаешь понимать, вслушиваясь в музыкальный аккомпанемент картины.