Кратко: с 1 июля и до конца лета 2021 года перед зданием ГУМа на Красной площади пройдет выставка «Красный сад» в рамках фестиваля «ГУМ-Red-Line», где любой желающий в круглосуточном режиме сможет ознакомиться и сделать фото со скульптурными работами современных российских деятелей искусства.
В конце статьи вас ждет регистрация на бесплатные кураторские экскурсии.
Галерея ГУМ-Red-Line
С апреля 2019 года ГУМ стал местом притяжения для любителей культурного досуга, поскольку была открыта галерея современного искусства ГУМ-Red-Line. Основное направление работы новой галереи – популяризация творчества актуальных российских художников. За два года существования в ГУМ-Red-Line прошло около 14 выставок. Руководитель – Игорь Казаков.
«Диалоги с художниками – лаконичные и пространные – стали важной традицией больших выставок ГУМ-Red-Line. Нам важно услышать голоса художников, понять, что они из себя представляют, узнать и, конечно, увидеть то, что они создают»
Кураторы выставки «Красный сад» Марина Федоровская и Антон Кочуркин
О чем говорят скульптуры: краткий гид
Концепция выставки «Красный сад» заключается в переосмыслении художниками элементов парка/сада, который сам по себе является неотъемлемым атрибутом городской территории. Современный городской парк – это многофункциональное общественное пространство, где люди могут не только отдохнуть в тени деревьев, но и встретить новых знакомых на занятиях спортом, послушать открытую лекцию или попробовать новое блюдо на ярмарке.
Сегодня парк – одна из точек притяжения горожан, поэтому становится важным его оформление. Здесь и приходит черёд художников, умеющих нащупывать характерные для сегодняшнего дня явления и процессы, для которых ещё нет языка описания. Поэтому мы, порой, не понимаем современное искусство. Но именно выход за пределы нашего повседневного опыта и приводит к открытию нового, к расширению собственных границ и открытию самих себя с иного ракурса.
Аристарх Чернышев «Большая античная голова»
Художник Аристарх Чернышев, один из пионеров медиаарта в России, в своей работе «Большая античная голова» обращается к известному для выпускников учебных художественных учреждений образу Александра Македонского (его бюст часто зарисовывают на занятиях). Вместо лица крутится значок загрузки – так хорошо знакомый нам, живущим в эпоху цифровизации (вечером значок видно лучше).
«Совмещение классической эстетики с эстетикой коммуникативного общества создает новый контекст для монументов минувших эпох и заставляет задуматься о судьбе монументов, устанавливаемых сейчас: насколько они уместны, какова будет их судьба через 10-20-50 лет?»
Аристарх Чернышев
Если смотреть на работу в более широком контексте, то можно увидеть следующий посыл: все наше общество застыло, «прилегло от усталости», переосмысляя настоящее время. Катаклизмы 2020-х годов – пандемия коронавируса, надвигающаяся экологическая катастрофа, напряженная политическая ситуация – сделали жизнь людей из разных уголков Земли нестабильной и непредсказуемой: теперь будущее прогнозировать ещё сложнее. В состоянии неопределенности (о чем и говорит значок загрузки), в поиске новых смыслов находятся все сферы общественной жизни, и искусство в том числе.
Евгений Брагин и Василиса Прокопчук «Непроходимая чаща»
У молодых художников Василисы и Евгения дебют: победив на открытом конкурсе инклюзивных объектов для «Архстояния» 2021 года, их работа «Непроходимая чаща» отправилась сразу на Красную площадь!
Интерактивная инсталляция пробуждает в человеке внутреннее чувство пространства. Конструкцию с подвижными стенами из свисающих палок можно трогать, двигать и слышать, можно пройти сквозь. Закройте глаза, доверьтесь своей интуиции, и вы найдете выход из любой непроходимой чащи.
«Представить себе, что на Красной площади был лес, довольно сложно, но когда-то так и было»
Василиса Прокопчук и Евгений Брагин
Взаимодействие со зрителем, когда тот становится полноценным участником творческого процесса – важная составляющая современного искусства. Начиная со второй половины XX века, представители движений неодада и «Флюскус» в своих работах делали акцент на перформативности: зритель стал частью художественного произведения или обретал статус «сотворца».
Ниже представлен перформанс Йоко Оно, участницы международного движения «Флюксус», «Отрезанный кусок» 1964 года.
Ринат Волигамси «Звезда»
«Звезда до сих пор, несмотря на смену государственного строя и образа жизни, остается в сознании людей главным символом нашей страны. Страна сильно изменилась, стала совсем другой, а звезда осталась прежней»
Ринат Волигамси
Что вы видите в данной работе? Может, отсылку к ушедшей советской эпохе и оставшимся от нее руинам, разбросанным по всей стране? Или постапокалиптическую версию привычной нам звезды?
«Звезда» — одна из тех работ, которую можно было бы оставить на Красной площади, поскольку установилась некая перекличка со звездой на Спасской башне Кремля. Сам художник хотел бы разместить своё произведение в густом лесу среди деревьев, крапивы и мха. Но у жителей столицы, всё-таки, будет шанс увидеть «Звезду» после окончания выставки.
Роман Ермаков «Стабильная композиция»
«Стабильная композиция» является частью проекта «Танцующая ось пятого измерения». По задумке художника Романа Ермакова, существует пятое измерение, где скульптуры нестабильны, то есть могут менять форму, цвет, взаимодействовать с другими объектами. А в нашем трехмерном мире они становятся статичными и неизменными под действием земных физических законов. Но именно «Стабильная композиция» стабильна как в пятом измерении, так и в нашем мире, поэтому она может стать неким порталом между мирами.
«Чтобы в полной мере развить свой талант, художнику необходимо быть смелым, изобретательным и трудолюбивым. Необходимо доверять себе и постоянно экспериментировать, чтобы удивлять себя и провоцировать на новые открытия»
Роман Ермаков
Монументальная «Стабильная композиция» будто отсылает к городским паркам будущего: футуристичность задумки отразилась на внешнем облике произведения. Именно подобные обтекаемые формы с чистым цветом могли бы вписаться в пространство Парка Горького в 2100 году.
А ещё скульптура Романа Ермакова отдалённо напоминает робота ЕВу из научно-фантастического мультфильма «ВАЛЛ-И» 2008 года. Кажется, что вот-вот одна из капсул проснется и перед нами предстанет подруга мусоропогрузчика земного класса.
Николай Полисский «Колонна»
Николай Полисский – один из самых известных представителей лэнд-арта в России, основатель фестиваля «Архстояние».
«Моё – это органичность, создание объекта на пустом поле, и чтобы к нему не зарастала народная тропа. Направлять движение человека в поле, чтобы он понял, что надо подойти»
Николай Полисский
«Колонна» из серии «Русская античность» говорит сама за себя: античная колонна, сделанная из кривых веток орешника, теряет свой классический пафос и становится ближе к простому народу, к каждому русскому человеку. Что бы сказал Марк Витрувий, античный теоретик архитектуры, увидев её?
21 июля 2021 года в галерее ГУМ-Red-Line откроется персональная выставка Николая Полисского, где вы сможете увидеть другие работы художника из серии «Русская античность».
Дмитрий Аске «После Макоши»
Дмитрий Аске начинал свою творческую деятельность как стрит-арт художник, а сегодня – сотрудничает с брендами (Nike, Reebok, Swatch и т.д.), берется за крупные городские проекты (панно на Ленинградском вокзале в Москве, в арт-кластере «Октава» в Туле, росписи во Владивостоке, Нижнем Новгороде и других городах); его работы покупают коллекционеры и заказывают компании.
Скульптура «После Макоши» отсылает к славянской богине Макоши – покровительнице земледелия и урожая, женщин и женских ремесел. Работа представляет собой стоящую женщину, которая держит небосвод – метафора значимости женской роли в современном мире несмотря на смену верований и общественного уклада.
«Когда я стал отцом и в полной мере ощутил, сколько сил и терпения требуется женщинам, которые становятся матерями, мое уважение к ним стало ещё больше. Поэтому в своих работах я периодически обращаюсь к этой теме»
Дмитрий Аске
Андрей Филиппов «Гномон»
Гномон – это древнейшие солнечные часы, которые в простом варианте представляют собой палку, вонзённую в землю. Андрей Филиппов, один из лидеров нового поколения «московской концептуальной школы», обыгрывает этот классический астрономический инструмент в виде двуглавого орла, у которого одна голова реальная, а вторая эфемерная.
«И это не просто тень, это движение светил, это музыка сфер, это Космос! Глядя на эту тень, мы наблюдаем Космос»
Андрей Филиппов
Дмитрий Жуков «Французский de Sad»
«Французский de Sad» отсылает нас к боскету – элементу ландшафтного дизайна, представляющему собой густую группу деревьев или кустов. Благодаря декоративной стрижке эти группы образуют зелёные стены, некую «живую» изгородь. Дмитрий Жуков создает боскет из кованой стали, рассуждая на тему неугасающей жизни вопреки остриям ножниц садовников.
«И человек пытается превратить свою жизнь в нечто ровное, старается, стрижет, но внутри что-то начинает пробиваться с утроенной силой, то есть это насилие проявляет красоту жизни»
Дмитрий Жуков
Мы видим разлом внутри стального боскета, но не отступает чувство, что вот-вот он зарастет. Будто темные ветви стремятся слиться друг с другом. С определенного ракурса можно даже различить человеческие руки, что напоминает тянущиеся к друг другу руки Бога и Адама в картине мастера Возрождения, Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама».
Организаторы и партнеры выставки
- Руководитель проекта – Игорь Казаков
- Управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец – Юлия Бычкова
- Кураторы выставки «Красный сад» — Марина Федоровская и Антон Кочуркин
- Первый вице-президент компании «ИНТЕКО», генерального партнера выставки «Красный сад» — Евгений Семенов
- Директор по маркетингу «ИНТЕКО», куратор социокультурных проектов – Ирина Коршунова