Креативные индустрии: специфика образовательных процессов
Четвертая промышленная революция или индустрия 4.0 несет вызовы не только для цифровизации компаний, автоматизации производственных процессов и информатизации государственных систем, но, в первую очередь, для подготовки квалифицированных специалистов, способных справляться с интеллектуальными задачами в быстроразвивающемся мире технологий.
Креаторы в модели академического образования
Государственная попытка загнать образование креативным профессиям в рамки академической модели испытывает сложности. Выпускаемые специалисты не всегда обладают нужными навыками и знаниями, которые в последующем требуются в процессе профессиональной деятельности. И получается, что мы приходим к старой-доброй схеме при выходе на работу: «забудь всё, чему тебя учили в ВУЗе».
К выводу о потере актуальности дипломов из престижных ВУЗов у потенциальных соискателей пришли не только компании нишевых сегментов, но также и крупные мировые корпорации. Стало ясно, что эти корочки ничего не решают, а движущей силой является реальный опыт человека, то есть умение что-то делать «руками», а также мягкие навыки, к которым относятся ответственность, коммуникабельность, умение быстро принимать решения, креативность, стрессоустойчивость, обучаемость и умение обучать других, критическое мышление, управление временем и финансами и так далее.
Сегодня потребность в квалифицированных специалистах креативной экономики, которых не нужно обучать во время работы, назрела как никогда жёстко. Процессы внутреннего обучения серьёзно тормозят развитие целых сегментов – в высоко конкурентной среде у предпринимателей просто нет времени заниматься не своим прямым делом. Поэтому современные образовательные модели оперативно применяют адаптационные механики.
Тенденции современного карьерного мира
Система переходной экономики в России требует не только от молодёжи, но и от основного работоспособного населения 25 – 50 лет находится в жестких условиях адаптации к «четвертой промышленной революции». При этом только 39% миллениалов в России, находящихся на оплачиваемой или частично оплачиваемой занятости, считают, что не смогут в будущем сменить профессию на новую. Остальные уверены, что обладают всеми или некоторыми знаниями и навыками для смены.
Такой высокий процент связан с ключевой ментальной тенденцией поколения, которые пропагандируют тезис «век живи, век учись» или, говоря современно, life long learning. В связи с этим в качестве главной вовлеченности поколения является постоянное повышение квалификации с целью расширения базы знаний, основанной на развитии навыков. Это помогает специалистам не только увереннее чувствовать себя в настоящем и на рынке труда, но также регулярно обновлять условия сотрудничества с неинициативными в этом отношении работодателями.
Тренды образования креаторов
Один из ключевых способов повышения квалификации – пройти нужные курсы. И если раньше драйвером трудовых процессов было «добровольно-принудительное» обучение от работодателя, то в креативных профессиях такая необходимость становится инициативой специалиста, который заинтересован в развитии навыков, чтобы выдавать высокое качество креативного продукта, всегда стремясь к идеальному конечному результату.
В связи с ориентированностью специалистов и школам приходится придерживаться высоких стандартов обучения и выдавать требуемое качество. Здесь выделяется несколько ключевых тенденций в образовательных моделях школ.
- Ресурсная база
Это самый важный момент. Ведь специалистам в творческих индустриях, чтобы быть востребованными, необходимо учиться на актуальной ресурсной базе.
Какое-то новое дорогостоящее ПО специалист не всегда покупает сразу в личное пользование, в силу его дороговизны на этапе запуска, а также возможного короткого периода существования продукта. Однако знание программы является важным критерием при взаимодействии с потенциальным нанимателем, у которого может быть установлено данное ПО в офисе. - Преподаватели-практики
Если человек не является специалистом в индустрии, он не может преподавать актуальные подходы. Потому что даже использование одного и того же ПО в разных сферах применяется по-разному. И при обучении самое важное получить релевантную практику.
А человек, который находится в отрыве от производственных процессов, не может ничему научить, кроме собственных представлений. Одни технологии сменяют другие. И без актуальной практики невозможно дать качественные знания, способные что-то настроить внутри компании относительно происходящих процессов.
Особенно это касается индустрии коммуникаций и информационных технологий, где каждый день появляются новые программы, запускаются медиа-платформы и унифицируются механики. - Авторский подход
Это, пожалуй, основное определяющее уникальное торговое предложение каждой школы. Чем лучше автор понимает тонкие настройки своей механики, чем эффективнее он встраивает её в сегмент, тем результативнее удаётся ученикам, получившим знания, настроить процесс внутри компании или освоить ту или иную программу.
Здесь превалирующим остаётся опыт применения подхода самим автором в «боевых» условиях. Однако практически все современные школы обладают авторским подходом. - Платная основа
Парадоксальный факт заключается в том, что только за деньги, которые человек инвестирует в себя сам, он начинает ценить то, что ему дают. Бесплатное образование было сильно обесценено в нашей стране во многом из-за нерациональной адаптации знаний при переходе экономических моделей и смене политических режимов.
Многие преподаватели подчеркивают, что с бесплатных или, так называемых, открытых мастер-классов человек уносит намного меньше знаний, чем с оплаченных уроков. Видимо, в современном мире, добавляется ещё и такой факт, как перегрузка информационными потоками. Ведь именно, когда человек платит деньги, он подходит к выбору осознанно и вкладывает своё время, а бесплатно пока люди берут без разбора. - Связь с индустрией.
Связи с индустрией – это, что называется, высший пилотаж современных школ. По сути это принцип распределения, который был в СССР, с одной стороны, и реальное доказательство вовлеченности в процессы индустрии со стороны директора школы, с другой. Однако этим на рынке сегодня могут похвастаться немногие. Мы нашли одного из наиболее ярких представителей и попросили прокомментировать успешную практику и поделиться технологиями взаимодействия.
«Да, связи с индустрией – это одно из преимуществ, которое сегодня выделяет школу компьютерных технологий Scream School среди конкурентов. Кстати, сказать как и другие школы единственного университета креативных индустрий Universal University, в число которых входит Высшая Британская Школа Дизайна. Но так как Scream School работает только с программами ДПО и интенсивами, то и способы взаимодействия с индустриями нам приходится генерировать более плотные, — рассказывает директор школы Анна Григорьева. – В первую и самую важную очередь такого взаимодействия, стала менторская программа, запущенная в 2018 году. Для наставничества были привлечены ведущие студии анимации, компьютерной графики и игр, с которыми студенты смогли отработать клиентские брифы. С таким опытом, выпускник не просто получает «живой проект» в своём портфолио, но с большой вероятностью знакомиться с потенциальным работодателем».
Что ж понятно, что креативная экономика будет развиваться и дальше, ведь есть запрос от потенциальных специалистов на дополнительное образование и есть предложение со стороны маститых практиков индустрий на обмен опытом. Посмотрим сможет ли поколение дать нужное качество креативного продукта, способного совершенствовать текущую экономическую ситуацию в стране.