Архитектура

Легенды и мифы советской античности

Выставка в галерее «На Шаболовке» предлагает взглянуть на интерпретации классических образов в советском искусстве 1930-х годов. «Советская античность» – второй проект после «Сюрреализма в стране большевиков», в котором кураторы рассказывают об искусстве межвоенного времени без идеологических штампов.

Голова минотавра для теневой постановки «Смычка Эллады с современностью». Фото: Галерея «На Шаболовке» Советская античность Легенды и мифы советской античности 1 1024x682
Голова минотавра для теневой постановки «Смычка Эллады с современностью».
Фото: Галерея «На Шаболовке»

Повсеместный поворот к классике в искусстве 1920-1930-х годов совпадает по времени с укреплением тоталитарных режимов. В восприятии потомков эта эпоха прочно срастается с идеологическими маркерами: «соцреализм», «тоталитарное искусство», «сталинский ампир», «стиль 1935 года». Сложнее усмотреть за «официальным заказом» и установкой государства на освоение исторического наследия живой голос и волю художника. Именно такое искусство пытаются разглядеть кураторы выставки Александра Селиванова и Надежда Плунгян.

Выставка расположилась в залах галереи, обретающейся в памятнике архитектуры авангарда Хавско-Шаболовском жилмассиве – единственном воплощенном проекте архитекторов-рационалистов группы АСНОВА. Стоит вспомнить, что сами рационалисты многим были обязаны неоклассике: прошли через школу Жолтовского и в полемике с ней формулировали собственное архитектурное кредо.

На выставке «античная риторика» в архитектуре звучит не только в знаковом проекте эпохи «Дворце советов», имперский пафос которого, однако, несколько сглажен соседством с почти археологической находкой – пластилиновыми рельефами Ефимова к неосуществленной фантазии зодчих. Не ученые цитаты из классиков (непреложное требование зарождающегося советского академизма), а скорее игру с первоэлементами архитектурных форм (влияние супрематизма Малевича) наблюдаем в проектах Московского архитектурного института 1934-1936 годов. Здесь работы курсов Голосова, Мельникова, Бархина.

Е. Стамо. Музей Мировой Революции в Москве. Эскиз к дипломному проекту. 1936 Фото: Галерея «На Шаболовке» Советская античность Легенды и мифы советской античности 2
Е. Стамо. Музей Мировой Революции в Москве. Эскиз к дипломному проекту. 1936
Фото: Галерея «На Шаболовке»

Сверхмонументальные проекты дворцов, комбинатов, фабрик толкали на поиски больших синтетических образов. Дискуссионная для 1930-х тема синтеза искусств (архитектуры, скульптуры, живописи) блестяще воплощалась художником Владимиром Фаворским и его школой: росписи плафона Дома моделей, вестибюля музея охраны материнства и младенчества… Фреска деликатно соседствовала с архитектурой, не разрушая плоскости стены, составляя единый ансамбль.

Кадры из фильма Абрама Роома «Строгий Юноша», 1936 Советская античность Легенды и мифы советской античности 3 1024x352
Кадры из фильма Абрама Роома «Строгий Юноша», 1936

Образы прекрасных обитателей советского «Олимпа» транслировались в кинематографе середины 30-х. В фильме «Строгий юноша» Абрама Роома построение мизансцен напоминало рельефы античных храмов, «духовный опыт античности» перекладывался на комплекс моральных качеств ГТО. Идеалы красоты и гармонии (Гомер, к примеру, связывал ее с состоянием человеческого тела) осваивала советская фотография: невероятные акробатические этюды, массовые зарядки… Эстетика обнаженного тела у фотографов-пиктореалистов выражалась в экспрессии пластических поз, будто увиденных на античных амфорах.

Гравюрная доска Владимира Фаворского (фрагмент). Фото автора Советская античность Легенды и мифы советской античности 4 1024x971
Гравюрная доска Владимира Фаворского (фрагмент). Фото автора

Островком свободы становится классическая филология и книжная иллюстрация. Обновленный взгляд на антиковедение позволил появиться целой галерее модернистских образов в серии издательства «Academia»: графика Алисы Порет (школа аналитического искусства Филонова), Георгия Ечеистова и Михаила Пикова (школа Фаворского), группа художников «13»… Этот мир «мифов и легенд» советской античности стал своего рода убежищем, идиллической «Аркадией» для художников в страшные годы репрессий 1930-х.

Игорь Тимофеев. «Три грации», первая половина 1930-х Фото: Галерея «На Шаболовке» Советская античность Легенды и мифы советской античности 5 902x1024
Игорь Тимофеев. «Три грации», первая половина 1930-х Фото: Галерея «На Шаболовке»

Выставка «Советская античность» открыта до 14 октября. Галерея «На Шаболовке», Серпуховский Вал, 24, корпус 2.
Теги

Добавить комментарий

Close
Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: