Молодая московская певица и актриса Мария Демьяненко – музыкант из творческой династии Демьяненко: дед – оперный режиссер Сергей Демьяненко, дядя – Александр Демьяненко – всем известный Шурик из Гайдаевских фильмов (впрочем, он сыграл массу прекрасных ролей в еще не одном десятке фильмов), родители – пианист Владимир Демьяненко и скрипачка Надежда Рябухина. Ребенку, родившемуся в такой семье, самой судьбой, кажется, было велено пойти по музыкальной или актерской тропинке. Все детство ее прошло в окружении прекрасной музыки и выдающихся людей: Юрия Башмета, альтиста и дирижера, скрипача Виктора Третьякова, дирижера Геннадия Дмитряка, балетмейстера Вячеслава Гордеева, музыковеда Святослава Бэлзы. Маленькая Машенька много путешествовала по миру музыки, сидя на репетициях у мамы и папы. Маша не стала терзать себя непростым выбором и пошла по обоим путям сразу: с детства пела, потом – поступила в ГИТИС. Там она тоже занималась вокалом и познавала мастерство актера одновременно. Маша играла и в драматических спектаклях, и выступала в концертах с вокальной программой… Когда она выросла, то поняла, что все-таки без музыки жить не может: тогда Мария полностью посвятила себя вокалу, с головой окунувшись в познание этой нелегкой профессии. Ведь вокал – это не «открывай рот и пой» – это техника, которую нужно понять, голос, который нужно поставить на опору, дыхание, потом все это – сложный физически, но очень трепетный механизм, нужно соединить воедино. Нужно много упражняться и тренироваться, вокал сродни спорту – нужна «накачка» мышц пресса, постоянный контроль дыхания и самое страшное – запустить голос. Придется, как и спортсменам, восстанавливать былую кондицию. Поэтому – тренировки, тренировки, и еще раз «соооооль»….
Мы поговорили с Машей, узнали о положении вещей в мире современного кроссовера – стиля, сочетающего в себе классическую музыку, элементы эстрады, и многих-многих других стилей музыки. Даже рока и этники.
(Типичная Москва) — Маша, как ты нашла себя в этой огромной пучине музыкальных направлений? Ведь наверняка семейные корни тянули к академизму, к опере и романсам, а молодость – наверняка и к чему-то более современному. Расскажи о своем, тернистом ли, пути?
(Мария Демьяненко) — Да, путь тернист, но приятен и интересен, если во всем видеть прежде всего творческий процесс, а трудности принимать лишь как данность, которую нужно пережить. Начинала я занятия действительно с академического вокала, пела арии из опер и классические романсы, сейчас это мне невероятно помогает, это как база, архитектурный каркас, на который потом надстраивается все остальное. Или нитка, на которую уже можно надевать жемчужины. И каждый новый опыт – действительно жемчужина. Каждое выступление, каждый педагог, который встречается на твоем пути, певец, который своим примером или советом помогает тебе понимать вещи лучше. После академического я перешла на вокал околоэстрадный – почему около – а потому, что современная эстрада не имеет почти ничего общего со старой, классической эстрадой XX века. Я искала себя там, и определенный опыт тоже в этом получила. Начала активно выступать: как в джазовых клубах, пробуя себя и в этом направлении а также в соул-музыке, так и в больших концертных залах – Большом Зале Консерватории и Концертном зале Чайковского. Знаковым было выступление на традиционном «Новогоднем вечере с Юрием Башметом» – я исполняла песню Мерлин Монро из фильма «В джазе только девушки». Далее последовал ряд концертов с Геннадием Дмитряком – художественным руководителем хоровой Капеллы им.А.А. Юрлова. Прогресс в стилистике налицо: я исполняла много разной музыки – от интерпретаций песен группы ABBA до классических романсов и арий. И, наконец, ключевым стало выступление, где я исполнила арию Памины из оперы Моцарта «Волшебная флейта», но в современной аранжировке. По реакции публики и собственным впечатлениям стало ясно, что я на верном пути. И я начала изучать и двигаться в правлении классического кроссовера.
—Расскажи о развитии этого направления в России и Москве в частности, а также о том, какие зарубежные или русские исполнители в этом жанре тебе нравятся или даже повлияли?
-Увы – в России это направление почти не развито, а то, что развито, преимущественно – инструментальная музыка, но не вокальная. А если говорить все же о вокальной музыке –то ближе всего из классической эстрады – Муслим Магомаев, который обращался к прообразу кроссовера. Даже фольклористика развита много больше. Поэтому назвать русских исполнителей кроссовера я затрудняюсь. Среди же зарубежных – Сара Брайтман, Андреа Бочелли, Кэтрин Дженкинс, в конце-концов даже многие академические певцы, обратившиеся к смешению стилей: знаменитая тройка – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, даже Карузо на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий обращался к синтезу классики и эстрады, фольклора (в значении песенного ворчества).
— Значит, ты в каком-то смысле являешься первооткрывателем этого направления в России и Москве?
— Это громко сказано, но в общем – скорее да, чем нет. Это так еще и потому, что я беру за основу классическое произведение, пишу стихи и придаю произведению современное звучание совместно с аранжировщиками. Таким образом – получается что- то совсем новое. И очень скоро состоится
презентация моего нового проекта.
— Можно поподробнее об этом проекте? Каковы вообще твои творческие планы на будущее?
-Для меня сейчас наступает очень важный период, потому что 27 октября состоится мой первый сольный концерт (тот самый проект) в Театральном зале Московского Дома Музыки. Это будет и своего рода презентация, потому что прозвучит много премьерных исполнений произведений, результат нашего совместного творчества с Павлом Овсянниковым и Сергеем Гавриловым. Будем надеяться, что это будет началом новой поры в развитии стиля classical crossover. Мой проект так и называется, а прекрасные музыканты, с которыми мы уже не первый раз будем работать вместе –это Капелла им.А.А.Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка, с которой мы уже долго работаем вместе и «Оркестр XXI века» под управлением Павла Овсянникова.
— Оказывает ли в твоем случае профессия актрисы и полученное образование на музыкальный процесс? Ты особенно переживаешь каждую роль?
-Ну конечно, во-первых, это такая колоссальная школа. Я просто чувствую себя много увереннее на сцене благодаря ГИТИСу. И потом – да, конечно, я
вживаюсь в роль, чувствую ее особенно, продумываю определенный «сценарий» в голове на каждое выступление, каждый выход на сцену. Сам себе режиссер,
общем (смеется). Когда мы однажды выступали в одном концерте с Екатериной Гусевой и обе пели русские романсы, мы, в этом смысле, были вдвойне коллегами.
-О тебе было столько сказано в прологе к этому интервью – теперь ты просто обязана рассказать нам еще и о своей жизни вне творчества – давай устроим что-то типа блиц-опроса.
Идеальный выходной.
На даче с семьей, в окружении родных, книг, музыки и любимого рыжего кота.
Место отдыха и развлечений в городе.
Пожалуй – это Большой зал Консерватории, я там провожу массу времени начиная с трех лет.
Любимое место в Москве или мире.
Очень люблю путешествовать вообще – люблю Германию, Австрию, Чехию. Там любимое место – Карловы Вары. Но вообще-то – я очень люблю Николину гору, ведь именно там я выросла и там прошло мое детство в обществе всех вышеупомянутых.
Последняя прочтенная книга
«Три товарища» Ремарка.
Любимое время года
Зима
Любимый цвет
Красный
Автор: Жукова Анна Владимировна