Центральная водная артерия столицы – Москва-река – из года в год повышает свой транспортный статус, предоставляя москвичам и гостям города новые возможности для передвижения. Преимущество у речной навигац3ии неоспоримое: свобода от транспортных пробок и эстетика видов. Появление электросудов, новых водных маршрутов и, как следствие, более активное использование реки, кратно увеличивают инвестиционную привлекательность прибрежных территорий. О потенциале столичной акватории и новых точках притяжения на речной карте Москвы – в нашем обзоре.
Речной транспорт, долгое время остававшийся в тени, обретает новую жизнь, предлагая уникальные перспективы передвижения по городу. Сегодня в столице доступны три регулярных маршрута: «Киевский — Парк «Фили» с девятью причалами, «ЗИЛ — Печатники» с таким же числом остановок и «Новоспасский — ЗИЛ» с шестью пунктами посадки и высадки пассажиров. На маршрутах работают 29 электросудов — уникальных «Синичек», в которых есть все для комфортабельных поездок: плавный ход, удобные сиденья, Wi-Fi и панорамные окна, позволяющие наслаждаться видами города. Аналогов этим экологичным судам нет в мире.
По данным столичной мэрии, до 2030 года включительно в Москве планируется создать еще четыре водных маршрута. Они соединят «Коломенское — Южные ворота», «Хорошево-Мневники — СберСити», «Северный речной вокзал — Маяк», «Киевский — Новоспасский».
Стремительное развитие речного транспорта делает Москву-реку привлекательной акваторией не только для культурного досуга, но и для инвестиций в развитие прибрежных территорий.
«Деловые центры и современные жилые кварталы становятся площадкой для реализации множества проектов, направленных на улучшение городской инфраструктуры, — говорит кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Эльвира Белозорова. — Очевидно, что застройка берегов реки играет значительную роль в городском планировании Москвы, а новая маршрутная сеть по водной глади сформирует уникальную транспортную реальность в мегаполисе».
Одним из перспективных направлений является развитие регулярной навигации между двумя значимыми городскими кластерами: деловым центром «Москва-Сити» и олимпийским комплексом «Лужники». Популярность Лужнецкой набережной растет с каждым годом благодаря вниманию властей и частным инвестициям в раскрытие ее потенциала.

К примеру, на территории олимпийского комплекса совсем скоро после реконструкции откроется обновленный причал у Большой спортивной арены. Центральная площадь между рекой и БСА станет главным общественным пространством спортивного парка: в летнее время здесь будет обустроен водоем с лаундж-зонами для отдыха, а зимой водная гладь превратится в ледовый каток.
Преобразования ждут и саму Лужнецкую набережную, которая к 2028 году обновит свой архитектурный облик и получит новую инфраструктуру. Отныне здесь можно будет не только комфортно гулять, но и жить, работать, наслаждаться высокой кухней ресторанов, совершать модный шопинг, любоваться с открытых веранд кафе гладью Москвы-реки и садящимся в зелень Воробьевых гор солнцем. Развитие произойдет за счет многофункционального комплекса Luzhniki Collection. Знаковый для локации проект дополнит специализированную инфраструктуру Лужников новыми сервисами и преобразит Лужнецкую набережную в социальную экосистему с многообразием сценариев для проживания, работы и досуга. Река здесь станет не просто фоном, а частью жизни. Например, благодаря водным маршрутам можно будет добраться отсюда до крупных центральных парков, ММЦД «Москва-Сити» или, наоборот, сюда – на тренировку в «Лужники», домой в Luzhniki Collection или в офис в деловом кластере. Бонусом для эстетов станет панорамный вид на комплекс с реки, который в вечернее время впечатлит художественной подсветкой. Светодизайн создаст на жилых зданиях эффект естественных солнечных лучей, который будет перекликаться с архитектурной подсветкой соседнего спорткомплекса и «золотистой короной» здания президиума РАН на противоположном берегу Москвы-реки.
Новым общественным пространством на берегу Москвы-реки недалеко от причала станет еще один жилой комплекс с обширной инфраструктурой — ЖК «Бадаевский», расположенный на Кутузовском проспекте. Оригинальная архитектура здания, будто зависшего на невесомых столбах, определенно станет новой достопримечательностью речных маршрутов. С реки архитектура выглядит особенно эффектно: несколько уровней и разнообразные формы создают динамичный силуэт на фоне воды. Притяжением для москвичей станет и обустроенная вокруг комплекса набережная Тараса Шевченко с зонами кафе и ресторанов, местами для разнообразного отдыха. По проложенным велосипедными и пешеходными дорожками без труда можно будет добраться до ближайшего причала «Сити-Багратион», расположенного со стороны Кутузовского проспекта, в одной речной остановке вверх от ММДЦ «Москва-Сити и в одной речной остановке вниз от парка «Красная Пресня». Здесь уже курсируют комфортные электросуда, которые за несколько минут довезут до делового центра, в парк или же предложат более продолжительную неспешную прогулку по реке.

В самом ММДЦ «Москва-Сити» также планируется масштабная реорганизация главного причала «Сити-Центральный», который станет не только важной транспортной артерией, но и стильным архитектурным объектом, меняющим облик Краснопресненской набережной. Благодаря оригинальному архитектурному решению попасть на территорию «Москва-Сити» теперь можно будет непосредственно с реки по надземному пешеходному переходу с благоустроенной верандой, на которой планируется разместить магазины и кафе. Первый этаж этого надземного подиума, примыкающий к реке, будет организован под причал яхт и остановку аквабусов. Со стороны ММДЦ переход станет частью нового офисного центра, который в настоящее время строится.
Доступность по реке скоро станет возможной и для более отдаленных, но не менее масштабных деловых и жилых кластеров столицы — формируемых кварталов «СберСити» и «Южный порт». На запуск водной инфраструктуры заложен трехлетний промежуток с 2027 по 2030 годы. Строящийся СберСити» в Рублево-Архангельском – удачный пример мультифункционального проекта у воды, где будут сочетаться деловая активность, образовательные возможности и жилое пространство. Транспортную доступность дополнит новая линия метро и будущий речной маршрут.

Эксперты прогнозируют, что новые мультипространства, активно формируемые сегодня рядом с организованным причалами для судов и яхт, создадут дополнительную ценность и удобство для резидентов этих локаций, чей график обычно расписан по минутам. Не нужно тратить время на дорогу, достаточно спуститься к набережной и переместится на собственной яхте, арендованном катере или современном аквабусе по реке в нужную точку.
«Новая застройка на берегах Москвы-реки формирует целую культуру городской жизни, — резюмирует Эльвира Белозорова, — при этом Москва-река выступает в уникальных проектах полноценным участником инфраструктуры, что, несомненно, является важным элементом при формировании комфортабельной и современной развитой городской среды».