31 мая Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина празднует 107 день рождения.
Появлению одного из важнейших музеев страны мы обязаны Ивану Владимировичу Цветаеву
Предложенный им проект галереи изящных искусств был одобрен Николаем II. Построенное к 1912 году здание в неоклассическом стиле стало венцом карьеры прославленного архитектора Романа Клейна.
За более чем вековую историю музей терпел смены и названий и статусов, сохраняя, пожалуй, главное- он неизменно заставляет влюбиться в искусство каждого, кто хоть раз проходил между белыми, стремящимися к небу колоннами, входил в двери и поднимался по, кажется, бесконечной лестнице.
Хронология музея
- 1912—1917 — Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете
- 1917—1923 — Музей изящных искусств при Московском университете
- 1923—1932 — Государственный музей изящных искусств
- 1932—1937 — Государственный музей изобразительных искусств
- 1937 — настоящее время — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
«Со временем, когда начинаемое ныне здание наполнится, здесь могут возникать вдоль переулков, или галереи в один этаж, или двухэтажные корпуса – и таким образом тут явится целый музейский городок»
Иван Цветаев
И сегодня наш герой вновь стоит на пороге важнейших перемен. С 2022 года откроет двери “Музейный городок”, сердцем которого станет ГМИИ им. А.С.Пушкина.
О всех перипетиях столетнего здания на пути к современному арт району поговорим в сегодняшней статье.
Зачатки создания масштабной обители искусства в самом центре столицы появились ещё в 1990-х, но окончательно идея окрепла лишь к 2007 году, вылившись в полноценный архитектурный конкурс. Тогда победу одержал архитектор из Великобритании Норман Фостер, прославившийся весьма удачной программой по реконструкции и расширению Британского Музея.
Не теряя ни дня, мэтр приступил к работе и уже в сентябре 2008 года на суд посетителей Венецианской Архитектурной Биеннале был представлен проект. Музейный городок предлагалось расположить на территории между Волхонкой, Знаменкой и тремя прилегающими переулками: Большим и Малым Знаменскими и Колымажным.
Несмотря на поддержку со стороны дирекции ГМИИ, детище Фостера вызвало сильнейший резонанс в обществе. Против него высказывались эксперты и журналисты, освещающие архитектурно-строительную тематику. Во главе “сопротивления” выступило общественное движение «Архнадзор»..
Основным аргументом против стала угроза сноса как минимум трех памятников историко-культурного наследия. В результате долгих дебатов проект британцев был разгромлен, после чего, в 2014 году объявили новый конкурс.
В этот раз дирекция ГМИИ была более требовательна к условиям. Совместно с международной консалтинговой компанией Avesta Group Consultancy была разработана концепция развития ГМИИ им. А.С.Пушкина. Вот небольшая выдержка из неё:
Архитектурный проект должен соответствовать новым стандартам экологичного строительства и учитывать тонкости реконструкции и реставрации исторических зданий в сочетании со строительством новых музейных помещений, расположенных над и под землей, и оборудованных по последнему слову науки и техники.
В закрытом конкурсе приняло участие 3 архитектора: Юрий Григорян, Сергей Скуратов и Владимир Плоткин.
“А хотите сохранять конюшенные сараи – ставьте туда лошадей, как в Шантильи”
Сергей Скуратов
Идея Скуратова базировалась на 3х китах:
Входной павильон напротив Храма Христа Спасителя должен был занять место автозаправочной станции 1930 года. Легендарную бензоколонку предлагалось перенести на Болотную площадь, где по словам архитектора “ей было бы гораздо лучше, особенно на фоне современного ей Дома на Набережной.”
Павильон не только открывал бы вход в музейный городок со стороны Пречистенских ворот, но и служил пространством для лекций, концертов и выставок.
Архитектор предложил расположить под ним парковку и дополнительный выход ст. м. Кропоткинская, сделав Музейный городок максимально удобным и доступным для горожан.
Депозитарно-реставрационного выставочного центра (ДПРЦ) растянулся бы параллельно Волхонке, опять-таки встав на место являющегося частью Голицынской усадьбы флигеля, упомянутого в цитате выше.
Реконструкция главного здания ГМИИ им. Пушкина.
Здесь планировалось организовать своеобразный тамбур для входа в музей, построить подземный этаж, перекрыть внутренние дворики. Все эти решения позволили бы увеличить площадь музея на 6500 кв. метров. Для комфорта посетителей Скуратов предложил добавить лифты и эскалаторы. Несмотря на всю практичность, проект Скуратова признали чересчур революционным. Отказ мотивировали сохранением историко-архитектурного наследия и несоблюдением условий конкурса.
Владимир Плоткин: архитектор компромисса
В отличие от Скуратова, команда ТПО «Резерв» под руководством В. Плоткина во главу поставила куда менее масштабные задачи.
Архитекторы сделали акцент на мощение улиц в единой стилистике, более яркое освещение, активное использование малых скульптурных форм, ландшафтном благоустройстве.
Так, демонтаж всех бордюров должен был сформировать единую зону, объединяя разрозненные постройки всевозможных размеров, стилей и эпох.
Депозитарно-реставрационный выставочный центр виделся авторам как сочетание небольших геометрических объёмов, со масштабных с исторической застройкой по соседству.
Полупрозрачные стены здесь не только дань уважения эстетике модернизма, но своеобразный комплимент стеклянному куполу основного здания музея.
Тонкая и деликатная работа всё же не принесла Плоткину победы в конкурсе.
“Выбранный проект Григоряна не предполагает сноса ни одного здания”
директор ГМИИ им. Пушкина М. Лошак
И вот мы подошли к победителю, коим стала работа бюро “Меганом” во главе с Юрием Григоряном
Предлагаю уделить ему особое внимание.
В первую очередь необходимо отдать должное Юрию Григоряну и его коллегам за максимально внимательное отношение к культурному наследию столицы. Проект Ризосфера не только обошелся без сносов/переносов памятников истории, но и сохранил рядовую застройку района и даже пошёл ещё дальше, предложив присвоить каждому дереву (вдумайтесь, дереву!) номер и занеся их в картотеку.
Дальнейшие взаимоотношения с флорой также достойны внимания: все посадки должны быть комплементарны концепции музея. Например, Галерею искусства импрессионистов и постимпрессионистов украсят деревья и кустарники, будто сошедшие с картин Монэ и Синьяка.
Всю территорию вымостят гранитом разной фактуры с пластинами из меди. В зимнее время часть наземного покрытия будет подогреваться за счёт энергии, выделяемой метрополитеном.
В общем, только гуляй!
Переходим к зданиям. Как и оппоненты, место композиционного центра Григорян отдал творению Клейна, открыв для горожан незаслуженно игнорируемый задний фасад. Вокруг него появится пешеходная площадь, с которой через арку в музей будут входить экскурсионные группы.
Начнет работу цокольный этаж музея. Естественный свет будет поступать через световые колодцы.
Единственным построенным с нуля зданием для Ризосферы станет Депозитарно-реставрационный и выставочный центр площадью более 20 500 кв.м.
Здание хранилища разделится на два корпуса — Сейф и Агора. Сейф — технический — станет реставрационным центром, часть помещений которого будет работать по открытому типу, делая процесс реставрации частью общей экспозиции. Агора же выступит в роли выставочного центра с многоцветным Большим залом высотой 12 м и несколькими галереями по периметру.
В наружной отделке Технического корпуса используют серые алюминиевые панели, для выставочного центра выбрали схожие по палитре, но светопропускающие панели с наклеенными тонкими спилами светло-серого мрамора различной толщины и обработки наверху и гранитными блоками внизу.
Попасть из Агоры с Сейф можно будет через систему подземных галерей. Под землёй же проложен маршрут из ДПРЦ в главный корпус, галерею старых мастеров и галерею искусства импрессионистов и постимпрессионистов.
Квартал расположится от ст.м Кропоткинская до Боровицкой площади. Город музеев станет обладателем 9 площадей, нескольких улиц, бульваров и аллей.
Основным проспектом выбрана Волхонка с расширенной пешеходной зоной. Она станет своего рода мостом между Ризосферой и пешеходной зоной Храма Христа Спасителя.
Использование транспорта на территории сведено к минимуму. Для заядлых автомобилистов предусмотрена подземная парковка, крыша которой, выйдя на поверхность земли, станет своеобразным входным павильоном в городок искусств. Частью этой входной группы станет и легендарная автозаправочная станция.
Так что все при деле;)
Если моих рассказов о чудо-городе вам недостаточно, то предлагаю прямо сейчас прогуляться по нему. Правда пока виртуально.
Ловите ссылку.
А пока мы ждём 2022 год ГМИИ им. А.С.Пушкина приглашает нас на День Рождения.
Друзья, там и увидимся!