Вопреки расхожему мнению, декоративная косметика отнюдь не является порождением современности. Ещё задолго до того, как Юджин Риммел изобрёл первую тушь для ресниц, люди по всему миру использовали воск, уголь и растительные пигменты, чтобы изменять свою внешность. Фараоны Древнего Египта подводили глаза чёрным для защиты от злых духов. В Китае воины густо красили брови, добиваясь более свирепого, устрашающего врагов вида. По татуажу на лице индийской женщины можно было определить её статус – семейное положение, принадлежность к той или иной касте.
Немного истории
Макияж в традиционном понимании этого слова (как подчеркивание достоинств и маскировка несовершенств) зародился в античную эпоху. В Древней Греции у каждой состоятельной женщины были специально обученные служанки, в обязанности которых входило поддерживать молодость и красоту своей госпожи. Позднее римские матроны переняли эту традицию, а также моду на цинковые белила и румяна с добавлением ядовитых пигментов (сурик, киноварь). Интересно, что каноны красоты, заложенные в период расцвета Римской Империи, не теряли своей актуальности вплоть до Средневековья. Как и раньше, женщины были готовы на любые жертвы ради лица цвета слоновой кости: покупали пудру из мышьяка, пили уксус и даже прибегали к кровопусканию.
Несложно заметить, что в прежние времена забота о внешности была привилегией высшего сословия – у простых смертных находились более насущные проблемы. Вместе с тем, постепенно макияж утрачивал своё сакральное значение. В середине XIX века производство косметики было поставлено на поток, в результате чего заветные помады, туши и румяна стали доступны каждой. Эпоха расцвета голливудского кинематографа утвердила новые идеалы – миллионы женщин по всему миру стремились быть похожими на Вивьен Ли, Бетти Грейбл, Дину Дурбин. Косметическая индустрия дала им такую возможность, окончательно превратив макияж из элемента роскоши в такой же будничный ритуал, как умывание и чистка зубов.
Сегодня косметику не принято считать таким же показателем статуса, как машину, квартиру и отпуск на Багамах. Однако основное её предназначение сводится к тому, чтобы сделать женское лицо более приемлемым для общества. Более ухоженным. Более совершенным. На это делают ставку маркетологи международных бьюти-корпораций, слоганы которых настойчиво подчеркивают необходимость соответствовать, идти в ногу со временем. Таким образом, можно говорить о том, что женщины прибегают к макияжу, чтобы быть не хуже других. Но существует и другой подход.
Свобода воображения
Развитие Интернета как площадки, где каждый может поделиться своим творчеством, явило миру массу неординарных и одарённых в разных областях людей. Этому, в частности, способствовала зародившаяся в начале нулевых блогосфера. Сегодня на её необъятных просторах можно найти информацию на любой вкус – начиная с политики и заканчивая молекулярной кухней. Что касается косметической индустрии, то своей популярностью она во многом обязана всё тем же неутомимым блогерам. Их бесконечные обзоры, тьюториалы, коллаборации с известными брендами служат последним в качестве наиболее эффективного и наименее затратного маркетинга.
В большинстве современных бьюти-блогов можно найти практичные, но уже набившие оскомину советы по рисованию идеальных стрелок, оформлению бровей и маскировке изъянов кожи. Тем не менее, в этом царстве экстремального контуринга в лучших традициях Ким Кардашьян иногда встречаются настоящие оазисы. Ещё лет пять назад You tube каналы, транслирующие своей аудитории нетривиальный взгляд на макияж можно было перечесть по пальцам. В наши дни наблюдается обратная тенденция: Интернет пестрит роликами и фото-уроками людей, для которых макияж – это своего рода живопись, а в роли холста выступает лицо.
Одним из главных направлений этого своеобразного искусства были и остаются перевоплощения (англ. transformation). Причем речь идёт не о банальном гриме на Хэллоуин (тысяча и один способ сделать себя вампиром), а о действительно креативных и подчас сумасшедших идеях. Подобный макияж хорош тем, что для его исполнения совсем не обязательно покупать люксовые продукты с экстрактом водорослей гавайских озёр. Здесь на помощь приходит всё – и купленные на алиэкспресс китайские палетки, и отдающий в рыжину тональник, и метровые накладные ресницы из ларька в переходе.
Если говорить непосредственно о перевоплощениях, то тут можно привести целую классификацию:
— Околокосплейные (make up transformation) – данная категория очень широка и охватывает целый спектр образов, которые можно на себя примерить: это и герои известных фильмов, и книжные персонажи, и даже вполне себе реальные знаменитости. Большой популярностью пользуются различные мифологические существа (эльфы, феи, русалки, сирены, гномы) и принцессы из мультфильмов Диснея. Очевидно, что одной только косметикой тут не обойтись – нужен какой-то минимальный реквизит и условный костюм (как, например, яблоко и красная повязка для Белоснежки). В макияже такого типа приветствуются вещи, которые в реальной жизни редко кем используются (накладные ресницы с перьями, стразы, салатовая тушь).
— Гендерные (girl to boy make up transformation) – это, фактически, прорисовка нового лица на месте своего собственного. Особое внимание в таком макияже уделяется скульптурированию, причем довольно жёсткому. Необходимо чётко представлять, чем отличается мужское лицо от женского: костная структура, форма глаз и носа, растительность. Всё это придется изображать при помощи темного и светлого корректора, пудры и карандашей. Не стоит также забывать, что при плохой растушёвке вместо знойного мачо вы рискуете превратиться в дрэг-квин.
—Абстрактные (inspired make up tutorial) – такие работы встречаются у наиболее одухотворенных блогеров, визажистов и make up-художников. Они представляют собой субъективный взгляд на какое-либо явление в природе, искусстве, обществе. Это может быть изображение семи смертных грехов или всадников апокалипсиса, восходящего солнца или водяной лилии, факультетов из Гарри Поттера или знаков зодиака. Список можно продолжать бесконечно, ведь в мире удивительно много вещей, которые вдохновляют.
Вопреки стереотипам
Для тех, кто в ближайшее время не планирует становиться Джонни Дэппом или королевой лесных фей, всегда остаётся повседневный макияж. Однако и он сегодня претерпевает ряд существенных изменений. Если на протяжении столетий использование косметики регулировалось определенными правилами (темные брови и ресницы, красные губы, фарфоровое лицо), то в наши дни уже мало кого удивишь белыми стрелками или синей губной помадой. Эти тенденции приходят к простым смертным из мира высокой моды, где эпатаж является одним из ключей к успеху.
2014-2015 годы ознаменовались всеобщим нюдовым бумом (подчеркнутая естественность и пресловутый no make up). Кто знает, возможно в ближайшие несколько лет ситуация изменится в диаметрально противоположную сторону, и смелые тренды шагнут с просторов тамблера в нашу повседневную жизнь. Цветные веснушки и серебристые флеш-тату, кислотные подводки и неоновые волосы – всё это не более, чем способы самовыражения. Ведь далеко не все используют косметику, чтобы подогнать себя под определенные стандарты красоты. Кому-то нравится выделяться.
Автор: Дарья Суворова