ИсторияМода и стиль

На грани грима: макияж как новое искусство

Вопреки расхожему мнению, декоративная косметика отнюдь не является порождением современности. Ещё задолго до того, как Юджин Риммел изобрёл первую тушь для ресниц, люди по всему миру использовали воск, уголь и растительные пигменты, чтобы изменять свою внешность. Фараоны Древнего Египта подводили глаза чёрным для защиты от злых духов. В Китае воины густо красили брови, добиваясь более свирепого, устрашающего врагов вида. По татуажу на лице индийской женщины можно было определить её статус – семейное положение, принадлежность к той или иной касте.

Немного истории

Грим. история макияжа. Типичная Москва

Макияж в традиционном понимании этого слова (как подчеркивание достоинств и маскировка несовершенств) зародился в античную эпоху. В Древней Греции у каждой состоятельной женщины были специально обученные служанки, в обязанности которых входило поддерживать молодость и красоту своей госпожи. Позднее римские матроны переняли эту традицию, а также моду на цинковые белила и румяна с добавлением ядовитых пигментов (сурик, киноварь). Интересно, что каноны красоты, заложенные в период расцвета Римской Империи, не теряли своей актуальности вплоть до Средневековья. Как и раньше, женщины были готовы на любые жертвы ради лица цвета слоновой кости: покупали пудру из мышьяка, пили уксус и даже прибегали к кровопусканию.

Грим. история макияжа. Типичная Москва

Несложно заметить, что в прежние времена забота о внешности была привилегией высшего сословия – у простых смертных находились более насущные проблемы. Вместе с тем, постепенно макияж утрачивал своё сакральное значение. В середине XIX века производство косметики было поставлено на поток, в результате чего заветные помады, туши и румяна стали доступны каждой. Эпоха расцвета голливудского кинематографа утвердила новые идеалы – миллионы женщин по всему миру стремились быть похожими на Вивьен Ли, Бетти Грейбл, Дину Дурбин. Косметическая индустрия дала им такую возможность, окончательно превратив макияж из элемента роскоши в такой же будничный ритуал, как умывание и чистка зубов.

Грим. история макияжа. Типичная Москва

Грим. история макияжа. Типичная Москва

Сегодня косметику не принято считать таким же показателем статуса, как машину, квартиру и отпуск на Багамах. Однако основное её предназначение сводится к тому, чтобы сделать женское лицо более приемлемым для общества. Более ухоженным. Более совершенным. На это делают ставку маркетологи международных бьюти-корпораций, слоганы которых настойчиво подчеркивают необходимость соответствовать, идти в ногу со временем. Таким образом, можно говорить о том, что женщины прибегают к макияжу, чтобы быть не хуже других. Но существует и другой подход.

Грим. история макияжа. Типичная Москва

Свобода воображения

Развитие Интернета как площадки, где каждый может поделиться своим творчеством, явило миру массу неординарных и одарённых в разных областях людей. Этому, в частности, способствовала зародившаяся в начале нулевых блогосфера. Сегодня на её необъятных просторах можно найти информацию на любой вкус – начиная с политики и заканчивая молекулярной кухней. Что касается косметической индустрии, то своей популярностью она во многом обязана всё тем же неутомимым блогерам. Их бесконечные обзоры, тьюториалы, коллаборации с известными брендами служат последним в качестве наиболее эффективного и наименее затратного маркетинга.

Грим. история макияжа. Типичная Москва

В большинстве современных бьюти-блогов можно найти практичные, но уже набившие оскомину советы по рисованию идеальных стрелок, оформлению бровей и маскировке изъянов кожи. Тем не менее, в этом царстве экстремального контуринга в лучших традициях Ким Кардашьян иногда встречаются настоящие оазисы. Ещё лет пять назад You tube каналы, транслирующие своей аудитории нетривиальный взгляд на макияж можно было перечесть по пальцам. В наши дни наблюдается обратная тенденция: Интернет пестрит роликами и фото-уроками людей, для которых макияж – это своего рода живопись, а в роли холста выступает лицо.

Одним из главных направлений этого своеобразного искусства были и остаются перевоплощения (англ. transformation). Причем речь идёт не о банальном гриме на Хэллоуин (тысяча и один способ сделать себя вампиром), а о действительно креативных и подчас сумасшедших идеях. Подобный макияж хорош тем, что для его исполнения совсем не обязательно покупать люксовые продукты с экстрактом водорослей гавайских озёр. Здесь на помощь приходит всё – и купленные на алиэкспресс китайские палетки, и отдающий в рыжину тональник, и метровые накладные ресницы из ларька в переходе.

Если говорить непосредственно о перевоплощениях, то тут можно привести целую классификацию:

Грим. история макияжа. Типичная Москва
Околокосплейный (make up transformation)

Околокосплейные (make up transformation) – данная категория очень широка и охватывает целый спектр образов, которые можно на себя примерить: это и герои известных фильмов, и книжные персонажи, и даже вполне себе реальные знаменитости. Большой популярностью пользуются различные мифологические существа (эльфы, феи, русалки, сирены, гномы) и принцессы из мультфильмов Диснея. Очевидно, что одной только косметикой тут не обойтись – нужен какой-то минимальный реквизит и условный костюм (как, например, яблоко и красная повязка для Белоснежки). В макияже такого типа приветствуются вещи, которые в реальной жизни редко кем используются (накладные ресницы с перьями, стразы, салатовая тушь).

Гендерные (girl to boy make up transformation) – это, фактически, прорисовка нового лица на месте своего собственного. Особое внимание в таком макияже уделяется скульптурированию, причем довольно жёсткому. Необходимо чётко представлять, чем отличается мужское лицо от женского: костная структура, форма глаз и носа, растительность. Всё это придется изображать при помощи темного и светлого корректора, пудры и карандашей. Не стоит также забывать, что при плохой растушёвке вместо знойного мачо вы рискуете превратиться в дрэг-квин.

Грим. история макияжа. Типичная Москва

Абстрактные (inspired make up tutorial) – такие работы встречаются у наиболее одухотворенных блогеров, визажистов и make up-художников. Они представляют собой субъективный взгляд на какое-либо явление в природе, искусстве, обществе. Это может быть изображение семи смертных грехов или всадников апокалипсиса, восходящего солнца или водяной лилии, факультетов из Гарри Поттера или знаков зодиака. Список можно продолжать бесконечно, ведь в мире удивительно много вещей, которые вдохновляют.

Вопреки стереотипам

Для тех, кто в ближайшее время не планирует становиться Джонни Дэппом или королевой лесных фей, всегда остаётся повседневный макияж. Однако и он сегодня претерпевает ряд существенных изменений. Если на протяжении столетий использование косметики регулировалось определенными правилами (темные брови и ресницы, красные губы, фарфоровое лицо), то в наши дни уже мало кого удивишь белыми стрелками или синей губной помадой. Эти тенденции приходят к простым смертным из мира высокой моды, где эпатаж является одним из ключей к успеху.

Грим. история макияжа. Типичная Москва

2014-2015 годы ознаменовались всеобщим нюдовым бумом (подчеркнутая естественность и пресловутый no make up). Кто знает, возможно в ближайшие несколько лет ситуация изменится в диаметрально противоположную сторону, и смелые тренды шагнут с просторов тамблера в нашу повседневную жизнь. Цветные веснушки и серебристые флеш-тату, кислотные подводки и неоновые волосы – всё это не более, чем способы самовыражения. Ведь далеко не все используют косметику, чтобы подогнать себя под определенные стандарты красоты. Кому-то нравится выделяться.

Автор: Дарья Суворова

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.
Back to top button