Представьте свои ощущения, если хотя бы один день вас заставят просуществовать в полной тишине или в кромешной тьме. А если не один день, а всю жизнь? Люди, которые по каким-то причинам потеряли зрение или слух, по-своему воспринимают мир за счет обострения остальных органов чувств. Сегодня мы предлагаем вам убедиться в том, что для творчества не существует понятия ограниченные возможности.
Может, это плата за талант, проверка на прочность? История богата случаями, когда великие композиторы продолжали писать музыку, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, в очередной раз доказывая свою гениальность.
Людвиг ван Бетховен начал терять слух к 30 годам, но помнил звучание каждой ноты, выступал на концертах, пытался дирижировать. Лунную сонату, Героическую симфонию и оду К радости композитор создавал, будучи практически глухим. А основную идею 5-ой симфонии Бетховен выразил словами борьба с судьбой. В тот момент композитор чувствовал лишь вибрацию струн и мелодию внутри себя.
Но какое же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал…Такие случаи доводили меня до отчаяния, и недоставало немногого, чтобы я не покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало (из Гейлигенштадтского завещания Бетховена, написанного в 1802 году).
Иоганн Себастьян Бах, автор более 1000 музыкальных произведений, к концу своей жизни потерял зрение. Бессонные ночи стоили ему возможности видеть: еще в юности при лунном свете композитор переписывал нотные тетради своего брата. Тем не менее, Бах продолжал сочинять музыку до конца своих дней. Его не остановило мнение общественности, которая считала его произведения старомодными и скучными. Свое признание великий композитор получил спустя век, когда в 1829 году были публично исполнены Страсти по Матфею.
Now
Только эмоции и мысли, которыми хочет поделиться автор, движут музыкой. Hit the road Jack and don’t you come back no more, no more… — при звуках этой песни невозможно остановиться: сразу начинаешь подпевать и щелкать пальцами в такт. Конечно, все знают Рэя Чарльза, автора 70 альбомов, обладателя 17 премий Грэмми. В 7 лет он потерял зрение, и учиться играть на музыкальных инструментах пришлось на ощупь. В школе-интернате музыкант освоил пианино, орган, саксофон, тромбон и кларнет. Кажется, что он и не обращал внимания на свою слепоту. Биография Рэя Чарльза — это свыше 10000 концертов и тот вклад, который он внес в развитие соула и ритм-энд-блюза своим творчеством.
Не менее громко прозвучал Стиви Уандер в музыкальной индустрии XX века, и звучит до сих пор. Слепота не означает отсутствие видения, — говорил он. Природа наделила музыканта невероятным чувством гармонии, его исполнение очень трудно повторить из-за особенного голоса и диапазона в четыре октавы. Вместо тысячи слов — строчка во всех рейтингах самых выдающихся музыкантов мира и рекордные 25 премий Грэмми.
Марко Вуорихеймо из Финляндии, выступающий под псевдонимом Signmark, может общаться с миром только посредством жестов: музыкант с рождения глухой. Он пишет рэп о культуре своей страны, его композиции в целом не отличаются от других представителей направления. Но стоит посмотреть клипы, сразу ощущается разница. Марко буквально рифмует жесты, каждое его движение наполнено смыслом. Это действительно завораживает, но, кроме того, для людей, лишенных слуха, это возможность понять, о чем песня. Signmark гастролирует по всему миру и на концертах отлично ориентируется в ритмах по вибрации бита. Во время его выступлений появляется ощущение, что поет не вокалист, а руки Марко.
Разве мог кто-то подумать, что появится жестовый рэп, и это будет действительно круто? Невозможно сдержать эмоции, когда Стиви Уандер сидит за клавишами, от хитов Рэя Чарльза пускаешься в пляс. Возможности творчества не ограничены, они пробивают любые стены и преграды. Даже если эта преграда — мы сами. Так что в любой момент, когда что-то не получается и хочется опустить руки, посмотрите в зеркало. А теперь скажите: Я могу, я верю в себя! И все обязательно получится, нужно только очень сильно захотеть.