«Оптимус Прайм никак не мог собраться после своего дня рождения». Происходящее сегодня наталкивает на мысль о том, что подобные шутки скоро перестанут не только смешить, но даже вызывать улыбку. Роботы наступают! Причем даже там, где, казалось бы, представить их присутствие невозможно. Бездушные железки управляют поездами, проводят хирургические операции и сидят с детьми. Теперь роботизация активно атакует журналистику. Повод бежать с журфака и других гуманитарных направлений на инженерные? Подождите, давайте поговорим по-человечески.
При всех своих достоинствах человек имеет целый ворох недостатков. Он может быть недобросовестным, опаздывать на работу, клянчить зарплату и отгулы, устраивать скандалы – и нет у этого списка конца. Машина в данном отношении выглядит гораздо предпочтительнее. Она не требует обеденного перерыва и уютного рабочего кабинета, экономична, не просится на больничные и едва ли когда-то выйдет в декретный отпуск.
Видите ли вы что-то поразительное в том, что почти каждый день в мире сообщается об изобретении нового робота? Принимая во внимание то, каких масштабов в XXI достигает лень человеческая, поразительного — ничего. Паразительного (от слова «паразит» — безусловно), но это уже другая история. Удивительно ли, что продвинутые железяки с недавних пор могут писать тексты для СМИ? Ни капли.
Родоначальник роботизированной журналистики появился в 2009 году: сервис Statsmonkey публикует новости о софтболе и бейсболе. А в некоторых языках уже появляются определения для набирающей обороты роботизации медиа. Так, в английском это «automated journalism», а в немецком – «Roboter-Journalismus». Немудрено, ведь недавно немцы создали журналиста, который читает и пишет на восьми языках, а в скором времени «выучит» еще двадцать четыре. И хотя пока робот специализируется на написании заметок исключительно о спорте и погоде, немецкие разработчики пророчат ему большое будущее и расширение компетенций.
Кирилл Зорин, заведующий кафедрой журналистики в Сибирском федеральном университете, убежден, что маховик запущен и пути назад нет: роботизация медиапроизводства неизбежна, а значит, неизбежны сокращения журналистов, занятых производством новостного контента. В то же время, считает Зорин, спрос на акул пера, занимающихся интерпретацией событий, осмыслением реальности, аналитикой сохранится.
Тезис о сокращениях штата подтверждается примерами. Так, в 2014 году информационное агентство Associated Press решило использовать роботизированные системы при составлении финансовых отчетов. Прежде эти функции выполнял целый отдел журналистов. Впрочем, понять руководство агентства несложно: электронные люди оказались куда эффективнее живых. Журналисты за квартал успевали составить приблизительно 300 финансовых отчетов, а роботы увеличили статистику более чем в десять раз – до 4400 отчетов.
Правда, революционными подобные нововведения уже не выглядят. Многие зарубежные СМИ не отказывают себе в возможности сменить человеческие мозги на железные шестеренки.
«Этот пост был создан алгоритмом, написанным автором», — такая подпись появилась на сайте Los Angeles Times под сообщением о землетрясении в марте 2014 года. Алгоритм зовут Quakebot. От геологической службы он получает уведомления о движениях земли, отсеивает данные, по шаблону формирует из них связный текст и отсылает на проверку редактору.
«Все течет, все меняется», — говорил Гераклит. И действительно, время идет – появляются новые гении. Американские умельцы создали компанию Automated Insights, которая генерирует собственные тексты. Цепочка ее действий такова: сбор данных из финансовых отчетов – выбор из них наиболее важных – сравнение с общей экономической информацией – составление новостной заметки на основе собранных данных. Конечно, те же функции может выполнять и человек. Вот только программа пишет 2000 заметок в секунду. А сколько символов за секунду вы наберете на своей клавиатуре?
Чикагская компания Narrative Science пошла еще дальше. Ее сервис под названием Quill позволяет пользователю настраивать стиль написания и выбор лексики. Клиент имеет возможность выбирать между схоластическим, нагруженным длинными и заумными конструкциями текстом и элементарным отчетом о финансовой деятельности компании. На вооружение сервис взял Forbes.
Трудоустраивают роботов и The Guardian, где машины отвечают за верстку и выборку самых популярных статей, и BBC, где программы ведут текстовые трансляции спортивных состязаний. В России выпускники журфаков конкурируют только с людьми. Спортивный портал Sports.ru — единственное на данный момент издание, внедряющее роботизацию. Впрочем, прибавление других российских СМИ к этому лагерю, очевидно, вопрос лишь времени.
Все большее значение автоматизированные системы приобретают в Швеции, где вообще любят все прогрессивное. Самое известное издание на земле викингов – таблоид Aftonbladet (в переводе «полуденный листок») – имеет в своем штате помимо профессиональных журналистов еще и целый отдел из 60 человек, занимающихся разработкой скриптов по роботизации журналистики. Объект, на который работают эти люди, в редакции называют Розалиндой. Она знает 10.000 слов и использует их для создания текстов новостей.
Феноменальная скорость сообщения, беспристрастность, работа с рутиной и версткой – преимущества автоматической журналистики налицо. Уже упомянутая компания Narrative Science, не обремененная зарплатами для журналистов, запрашивает с заказчика 10 долларов за сообщение в три тысячи знаков, чем существенно экономит свои средства.
Но также не стоит иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, какие угрозы несет за собой роботизированный подход к творческой профессии. Сокращения кадров, понятное дело, мало кого волнует, однако представьте, что произойдет, окажись машина в руках нехорошего человека. Сейчас и так исчезает независимая журналистика, но если честные, не управляемые кем-либо сверху журналисты еще остались, то вообразите, какая катастрофа ждет мир, если автоматом завладеют политики.
Существуют различные прогнозы о будущем журналистики. Есть, к примеру, горячие головы, предрекающие, что к 2020 году 95% контента СМИ будет продуцироваться роботами и только оставшаяся «пятерка» придется на долю существ с сердцем и душой.
С другой стороны, СМИ повсеместно осваивают принцип двустороннего потока массовых коммуникаций. Для любого издания теперь важно получать любого рода отклик от аудитории. По этой причине все или почти все СМИ заводят аккаунты в социальных сетях, где общаются со зрителями/читателями/слушателями, и даже предлагают своей публике участвовать в нахождении и производстве новостей. Но если редакции газет, телеканалов и радиостанций окажутся в цепких руках (или как назвать их конечности) роботов, каково будет человеку общаться с кусками железа? Где он возьмет экспертное мнение, а если захочет вступить в полемику с автором материала, то, что же ему делать? Дискутировать с суровой и черствой Розалиндой?
Сейчас машины пишут короткие заметки о спорте, погоде, гороскопах и вроде как не угрожают аналитической журналистике. Роботы, которые мгновенно обрабатывают, например, пресс-релизы могут помочь человеку-журналисту, «развязать», освободить ему руки для глубокой мыслительной деятельности. Только вот наука не стоит на месте, и никто не знает, насколько далеко зайдет процесс автоматизации. Быть может, еще при нашей с вами жизни сказки об искусственном интеллекте станут явью и вообще все, даже самое утопичное, невообразимое, нереальное, невозможное, воплотится. А роботы смогут без страха смерти работать в горячих точках, научатся эффективнее людей организовывать пресс-конференции Путина и своей беспристрастностью и неподкупностью приведут, наконец, журналистику к статусу «четвертой власти».
Впрочем, стоит ли вообще уделять вопросу роботизации журналистики столь пристальное внимание? Если подавляющую часть журналистских текстов будут писать машины, то пройдет 5-7 лет и мы начнем требовать роботов для чтения. Человеку, говорят, нужен человек, а роботу, исходя из такой логики, робот.