Лето давно перешагнуло экватор и плавно приближается к закономерному финалу. Как пел классик: «А с погодой повезло — дождь идет четвертый день». А вот на выставке вполне себе сносно: здесь и сухо, и ветер не завывает. Разве что, космический – плазмосферный, говоря научным языком. Дело всё в том, что речь идёт о премьерной экспозиции в Новой Третьяковке, расширенной за счёт территории бывшего ЦДХ. Полное название нового выставочного пространства – Новая Третьяковка. Западное крыло. Интересным можно считать не только перспективные архитектурные решения, предложенные голландцем Ремом Колхасом, но и саму концепцию объединённого пространства. Опустим факт двукратного увеличения количества ресторанов и сразу перейдём к сути: новый жизненный этап Новой Третьяковки ознаменован появлением пространства, в целом сохраняющего междисциплинарный характер, но рассчитанного уже на несколько более глубоко сегментированную целевую аудиторию – там уже вряд ли можно будет увидеть выставки по типу «Первозданной России» или «Дикой природы России» — предельно простых и понятных массовой публике. Теперь же Западное Крыло будет принимать contemporary – актуальное современное искусство. Это про поиск себя и, конечно, про поиск смыслов разного рода – новые средства, новые формы и методы передачи информации зрителю. Обещают всё: от инсталляций до перформансов.
Итак, это я всё к тому, что сейчас (и до 22 сентября включительно) у вас есть шанс посетить выставку «Свободный полёт», организованную Новой Третьяковкой в сотрудничестве с Музеем AZ – одним из самых примечательных частных музеев столицы, названным в честь российского художника-нонконформиста Анатолия Зверева. И можно было бы сразу сказать, мол, ребята, это же выставка про Тарковского! Но нет, всё не так прозаично. Безусловно, немалая доля пространства посвящена Мастеру, но глубинно здесь сплетение кинематографа, живописи, скульптуры, графики и даже мультимедиа в стилистике «Оживших полотен» — полюбившегося москвичам формата, представленного в «Люмьер-холле». Вынося на рекламные материалы профиль Тарковского, которому в этом году исполнилось бы 87 лет, создатели делают на редкость верный шаг – меня и, думаю, вас тоже в данной экспозиции, в первую очередь, будет интересовать культовый режиссёр, о котором Анджей Вайда, его польский коллега, говорил: «Вот человек, который всем нам бросил вызов». Отдельно говорить о творчестве Андрея Арсеньевича я не буду, всё же человек он небезызвестный. Но дело всё в том, что и выставка «Свободный полёт» вам об этом не расскажет: там представлены многочисленные цитаты о режиссёре (Куросавы, Вендерса, Сартра, Сокурова и прочих современников), его краткая биография в виде ненумерованного списка дата-событие, а также фрагменты его наиболее известных картин: «Зеркало», «Сталкер», «Солярис». Отдельный стенд посвящен особенностям государственной цензуры искусства на примере фильма «Андрей Рублёв», снятого Тарковским в 1966 году, но вышедшего на экраны в ограниченном прокате только через 5 лет. Из коротких фрагментов видео и рукописных источников можно узнать судьбу картины, попавшей, казалось бы, «на полку» навсегда как «антинародное кино». Но лента «Страсти по Андрею», а именно так первоначально назывался фильм и под таким названием он был представлен на строгий суд ЦК КПСС в 1966, всё же увидела свет: сначала на Каннском кинофестивале, где произвела фурор, а потом в сокращённом варианте уже на родине Мастера.
Кроме, собственно, Тарковского в пространстве представлены многочисленные произведения советских нонконформистов (так называемое неофициальное искусство): тот же Анатолий Зверев, Олег Целков, Лидия Мастеркова и другие. И тут же работы Дмитрия Плавинского соседствуют с уникальными видео и архивными фотографиями, на которых запечатлён сам художник. И если переплетения в творчестве Тарковского и большинства указанных выше авторов заметны, скорее, искусствоведам, то с Плавинским режиссёра действительно связывает многое – здесь и стилистика, и помыслы, и идеи, и эстетика, и даже некоторые факты биографии. Данный раздел экспозиции под названием «Прорыв в прошлое» как раз и призван продемонстрировать зрителю некую общность подходов Дмитрия Плавинского и Андрея Тарковского.
Своё место на выставке «Свободный полёт» занимают картины-предзнаменования Петра Беленка из серии «Предвидение», написанные в 1970 году, за несколько лет до выхода в прокат «Сталкера» и за 16 лет до аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Зритель призван сам проследить взаимосвязь и корреляцию работ советского художника и уникального фотопроекта Виктории Ивлевой – единственного фотографа, которому удалось сделать снимки в самом сердце разорванного взрывом ядерного реактора четвёртого энергоблока. За фоторепортаж, сделанный в 1990 году, Виктория была удостоена награды World Press Photo Golden Eye. Подробнее об этом событии можно прочитать в увлекательном интервью фотографа изданию «Такие дела».
На пути к выходу из залов посетитель выставки пройдёт сквозь времена и эпохи. А если не так патетично, то, проходя через скромные декорации, сможет примерить на себя образ Криса Кельвина – героя романа «Солярис» Станислава Лема и одноимённого фильма Тарковского. А, быть может, вам милее Сарториус или Снаут, не знаю. В общем, здесь, в пространстве «Новый полёт на Солярис», не без элемента интерактивности. Кстати говоря, здесь также можно увидеть скульптуры Эрнста Неизвестного и посмотреть документальное кино в кинозале. На выбор 6 картин Валерия Золотухи, Ираклия Квирикадзе и Зои Апостольской о Тарковском, Звереве и на отвлечённые темы.
Выставка «Свободный полёт» стала как бы завершающей в целой серии, в трилогии, которая с 2016 по 2018 год экспонировалась на самых разных площадках Москвы: в Электротеатре Станиславский, Новом Пространстве Театра Наций и даже во Флоренции, в комплексе Сан-Фиренце. И не постесняюсь повториться – уже 22 сентября вы лишитесь возможности соприкоснуться с этой довольно неординарной, но, безусловно, запоминающейся выставкой. Так что, вперёд – сейчас самое время!
Режим работы Новой Третьяковки:
- Вторник, среда, воскресенье — 10:00 — 18:00
- Четверг, пятница, суббота — 10:00 — 21:00