«Театр – тут я согласен – скоро отомрет. Но книги, кино!» — «А вот вы вспомните мои слова через двадцать лет!»
Как часто цитаты из кинофильмов бывают пророческими. Круглов, замначальника главка из фильма «Москва слезам не верит», оказался прав – в будущем киноиндустрия действительно претерпела крах, как, впрочем, и все в стране в 90-е.
И если кино, как творчество еще могло существовать, то кинотеатрам пришлось туго.
Прав был и молодой человек, парирующий Круглову, когда настаивал, что его время – конец 50-х – является временем, когда кино переживало небывалый взлет.
В 1957 году в стране, а в Москве особенно, стали появляться типовые гиганты, в которых помимо одного-двух кинозалов размещались кафе, танцпол, выставочный зал, детские студии.
Свой кинотеатр был в каждом районе и часто становился местом знаковым. Кино в СССР было чрезвычайно популярным досугом. К походу в кинотеатр готовились, а перед какой-нибудь особо яркой премьерой топтались у дверей, выспрашивая лишний билетик. Вспомните фильм «Три тополя на Плющихе» — куда герой Олега Ефремова приглашает свою новую знакомую? Конечно, в кино. Причем билет ему удается купить не сразу – пришлось наврать, что в машине его ждут «чешские товарищи».
Вот что пишет об этом явлении Александр Васькин, историк, москвовед, журналист, бытописатель столицы:
«В 1980 году был установлен даже новый праздник — День кино, отмечавшийся 27 августа, — однако в Москве таким праздником мог быть каждый день недели. Столица была лидером и по числу кинотеатров на душу населения, и по количеству зрителей. Если в 1913 году в Москве было 67 кинотеатров, то в 1979-м их насчитывалось более 120, рассчитанных на 100 тысяч зрителей, из них 15 детских и 28 широкоформатных. На ВДНХ работала «Круговая кинопанорама», в «Кинотеатре повторного фильма» демонстрировали старые фильмы, в «Иллюзионе» — советскую черно-белую классику из запасов Госфильмофонда и иностранные ленты для эстетов.
А какими были названия московских кинотеатров! В 7:30 утра в будни, после новостей и перед «Пионерской зорькой», когда первая программа Всесоюзного радио переключалась на местное московское вещание, диктор немного оттаявшим голосом перечислял, что и где показывают. Звучавшее походило на поэму: «Очаков», «Ангара», «Арктика», «Бирюсинка», «Байконур», «Енисей», «Перекоп», «Родина», «Россия», «Саяны» и т. д. По этим названиям советские школьники могли учить историю и географию»
В 1968 году на одного зрителя приходилось 22 просмотра в год! Позже, когда телевидение стало цветным, посещаемость кинотеатров снизилась до 16, но в кино по-прежнему ходили с удовольствием.
А потом случились 1990-е их видеосалонами, «видиками» и пиратскими копиями на видеокассетах. Это был совсем другой досуг, с совсем другим кино, в совсем другой стране. И если крупные кинозалы в центре города кряхтя, но держались, то в спальных районах кинотеатры закрывались десятками.
Теперь их помнят только те, кто бегал туда смотреть «Москва слезам не верит», для поколения 21 века это заброшки с побитыми витринами и полуразрушенными фасадами, изрисованными граффити не лучшего образца.
Одним из таких стал кинотеатр «Улан-Батор» на ул. Гримау, 12, район Академический.
Построен был в 1959 году и изначально назывался «Ракета», но в 1975 году в знак нерушимой дружбы с монгольскими товарищами был переименован в столицу Монгольской Народной Республики — «Улан-Батор».
Это типовой советский кинотеатр с большим залом на 940 мест и широким экраном. Сцена этого очага культуры видела Ролана Быкова, Владимира Зельдина, Людмилу Гурченко, Сергея Чигракова и Егора Летова, и даже поговаривают C.С.Catch.
В 1990-е годы, когда многие московские кинотеатры с потрохами сдавались в аренду под торговые точки, «Улан-Батор» выжил, хотя киносеансы уже стали второстепенной причиной посещения – чаще народ cобирался на концерты рок-групп, например, «Гражданской обороны» или «Чижа».
Малый бизнес выживал, как мог, и в разное время тут работал мрачный бильярдный клуб, в бывших кассах размещалась букмекерская контора.
К середине 2000-х кинотеатр уже и физически почти погиб: окна выбиты, батареи лопнули, здание не отапливалось. Ну и куда ж без палаток. Перед Улан-Батором они долго стояли, снесли только в 2016-м, в ходе общегородской зачистки.
А в 2015-м здание стало участником программы реконструкции 39 московских кинотеатров. Вот, кстати, его новый предполагаемый облик
Судя по эскизам, представленным на сайте Градостроительной политики, архитектурное решение кинотеатров будет новым совершенно. Первоначальный облик сохранит только кинотеатр «Родина», причисленный к «вновь выявленным объектам культурного наследия». Этот типовой проект 1938 года реализован так же в Твери, Смоленске и некоторых других городах. Обещают охранить даже часть интерьеров – главный вестибюль и лестницы.
«Помимо кинопоказов, здесь будут проходить различные мастер-классы, образовательные мероприятия для детей и взрослых, тематические ярмарки. Проект рассчитан на москвичей, проживающих в 15 минутах ходьбы от кинотеатра. Ожидается, что его будут посещать 12-14 тыс. человек в день», — пишут авторы проектов. По сути своей, как и прежде – «кино-вино-домино».
Можно не сомневаться, что вслед за появлением первых объектов, москвичи непременно разделятся и будут жарко спорить, что лучше: сохранить или хотя бы воссоздать облик прежних кинотеатров или вновь построенные центры.