ЛайфхакиОбщество

Новые технологии в образовании и искусстве: опыт использования на ВФМ в Сочи

Новые технологии стремительно проникают в разные сферы нашей жизни — образование и искусство не стали исключением. Так, при выстраивании обучающих методик искусственный интеллект помогает создавать персонализированные программы: с помощью анализа данных ученика формируется программа, которая учитывает его индивидуальные потребности, способности и темп работы. Эти технологии используют такие образовательные онлайн-платформы, как Coursera или Udemy.

Искусственный интеллект способен прогнозировать успеваемость ученика на основе его предыдущих результатов, а также — автоматизировать выставление оценок за выполненную работу, что значительно снижает нагрузку на преподавателя и ускоряет учебный процесс. В качестве примера можно привести сервис Turnitin. Образовательные платформы и онлайн-курсы используют его не только для оценки ответов на тесты и задания, но и для проверки работ на оригинальность.

Что же касается искусства — новые технологии в этой сфере могут пригодиться для разнообразных задач. Алгоритмы компьютерного зрения и распознавания речи анализируют и интерпретируют художественные объекты, что облегчает работу искусствоведов и кураторов, помогая им разобраться в стиле и теме произведения искусства. В частности, речь идет о технологии под названием «компьютерное зрение», которая задействуется, к примеру, в работе нейросети Artbreeder.

Кроме того, новые технологии помогают персонализировать контент для пользователя — их задействуют всем известные Spotify и Яндекс.Музыка с разделом «Моя волна», предлагающие подборку композиций на основе предпочтений владельца аккаунта. 

Но, конечно, самой популярной современной технологией в искусстве можно назвать генерацию контента — в частности, создание изображений по текстовым запросам (промтам) пользователя. Это и нашумевшая Midjourney, и отечественный Kandinsky, и другие сервисы. Согласно данным Нейростат от Яндекса, на февраль 2024 года нейросетями для создания изображений пользуются 33% городских жителей 18-65 лет, а знают об их существовании — 76%.

Новые технологии в искусстве и образовании интересуют не только отдельных пользователей. Они применяются и при организации крупных мероприятий. Одним из таких стал недавний Всемирный Фестиваль молодежи.

Какие современные технологии использовались на ВФМ в Сочи?

В начале марта в Сочи прошел Всемирный Фестиваль молодежи. Мероприятие приняло более 20 тысяч российских и иностранных гостей, став самым масштабным молодежным событием в мире. На фестивале собрались лидеры в различных сферах — бизнесе, медиа, культуре, науке, спорте, образовании и не только, а также представители детских организаций и объединений.

Такое масштабное молодежное событие не могло обойтись без современных технологий. С некоторыми из них познакомим вас на примере обучающей программы «Начнем будущее вместе», которая была организована Движением Первых и Образовательным центром «Сириус». Ее целью стали поддержка талантливой молодежи и воспитание профессиональных и ответственных лидеров России и мира. В программе участвовали школьники от 14 до 17 лет, которые смогли не только создать и представить более 100 важных проектов и пообщаться с экспертами и лидерами мнений, но и посмотреть зрелищные шоу. 

Так, в рамках направления «Начнем будущее вместе», ребята приняли участие в образовательной программе, посвященной нейросетям и искусству, которую подготовила компания «Гефест Капитал» совместно со Сбером. В первую очередь они узнали, как творчество знаменитого русского абстракциониста Василия Кандинского перевернуло художественный мир. Далее в программе речь шла о влиянии передовых технологий и нейросетей на современное искусство: вместе с куратором участники порассуждали о взаимосвязи современного искусства с нашей жизнью. Ребята обсудили, как передовые технологии могут стать источником вдохновения для творческой молодежи — а не просто инструментом для создания объектов искусства.

Затем была организована практическая часть, где участники попробовали себя в работе с нейросетями — в частности, нейросетью для генерации изображений Kandinsky 3.0, разработанной Сбером. С ее помощью можно создать реалистичные картинки по текстовым запросам — от изображений в стиле работ не только Кандинского, но и Айвазовского до визуализированных архитектурных решений в духе нарышкинского барокко.

Работы ребят стали частью выставки «Между кистью и кодом: путешествие от Кандинского к Kandinsky 3.0», соединившей в себе искусство, образование и технологии.

«Организация выставки была трудоемкой, — рассказывает Екатерина Фоминых-Капица,  директор по развитию ГК «Гефест Капитал» и руководитель Neural Art Digital Academy. — В ходе подготовки мы задавались философскими вопросами. Существовал ли у искусственного интеллекта этап развития, аналогичный детству человека? Способна ли нейросеть проявлять творческое мышление наравне с художником? Проект включал в себя множество техник и направлений искусства, начиная с классической живописи и заканчивая мультимедийными инсталляциями.
Арт-объекты затрагивали различные проблемы современности. В частности, большое внимание было уделено возможностям применения ИИ для устойчивого развития общества и его экологического благополучия. Еще одной нашей целью в рамках выставки стало приглашение к дискуссии о моральных и этических аспектах использования нейросетей, а также о проблемах авторства контента в эпоху цифровых технологий».

Так выставка, организованная с применением новых технологий, позволила поднять вопросы о восприятии искусства и его ценности в современном мире и предложила зрителям задуматься о том, как изменения в технологиях влияют на наше понимание красоты, формы и цвета. У посетителей и участников мероприятия появилась возможность отследить эмоциональные реакции на современное цифровое искусство и соотнести его с традиционными формами.

Что ждет в ближайшем будущем искусство и образование? Наверняка можно сказать, что современные технологии в целом и алгоритмы искусственного интеллекта в частности будут все сильнее вплетаться в эти сферы и постепенно станут частью повседневной жизни. Речь идет в первую очередь о применении VR и AR технологий — виртуальной и дополненной реальности. Недавно на рынке появился новый продукт — очки смешанной реальности Apple Vision Pro, совмещающие в себе VR и AR. На данный момент гарнитуру нельзя назвать доступной и массовой; однако, ее потенциал для использования в процессе обучения и для получения нового опыта в искусстве высок. Не стоит сомневаться, что позже в продаже появятся и другие подобные продукты — а может, и с более широким функционалом. Нам остается лишь наблюдать за прогрессом.

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!
Back to top button