Полотна французских импрессионистов ожили в московском центре дизайна Artplay уже с 13 февраля и будут радовать нас до 31 августа 2015 года. Выставка «От Моне до Сезанна» — невероятный эксперимент, который завоевал успех и признание во всем мире. Каждая картина превращается на ней в творение видеоарта.
Очередная серия «Доктора Кто» — ещё одна порция зависти к трапезе под названием «жажда приключений». Всё. Хватит мечтать в пустоте. Пора действовать в рамках возможностей. Жить в Москве и испытывать нехватку впечатлений — это же несерьёзно. И пусть я не повелитель времени, не живу тысячу лет, не знаю так много, как Доктор, пусть у меня нет Тардиса… стоп! Тардис-то у меня как раз-таки имеется — спасибо рукодельнице из Ростова. Вот он, мой синий корабль космического счастья.
Куда отправимся, родной? Во Францию? Да ещё и в девятнадцатый век? А поближе ничего нет? И чего или кого ты там увидеть хочешь? Лотрека? Озорной, говорят, был малый. Ренуара — воспевателя женской красоты? Моне – лидера всех творцов импрессионизма? Сезанна? А, основателя уже постимпрессионизма! Тогда… неси меня, Тардис, в центр Москвы! На станцию метро «Курская»! Нет, ты не ослышался. Причём тут вокзал? Мы никуда не уезжаем. Нам нужен Artplay. Ни разу не был?! Ну, вот и встретишь там как раз всех своих импрессионистов от Моне до Сезанна! Так… идём на звуки красивой музыки. Оффенбах, Дебюсси — верные ориентиры в мир прекрасного! Ширма открывается, а за ней мрак и тёплый свет, льющийся из огромных интерактивных полотен. На диванчиках и пуфиках сидят люди. Гипнотизируемые происходящим, они не замечают нашего прихода. Ещё не успев ничего толком оценить, понимаю, что тут невероятно хорошо…
Балерины! Говорят ведь: если видишь на картине балерину, то это непременно картина Дега! И ведь точно! Только балерины у него не самоцель. Они лишь обрамляют главную идею — разнообразие телодвижений человека. Они плавно танцуют… Балерины на картинах Дега плавно танцуют! Действительно, танцуют! Под Чайковского!
Деформация, нарушенное равновесие, тёмные краски, натюрморты и пейзажи… Ну, конечно же, это Сезанн. А Синьяка-то легко я узнаю по точкам. Именно он основал пуантилизм, где маленькие разрозненные точки сливаются воедино и создают картину, играя с особенностями нашего зрения, формируя на сетчатке глаза нечто целое из отдельного. А вот его последователь и одновременно предшественник энергичного, страстного направления фовизма Анри Кросс, любитель обнажённой натуры, так сказать…
О, Тардис! Гляди, мы всё-таки оказались на улочках Парижа в девятнадцатом веке! Спасибо Писсарро, его документальной и при этом художественно красивой точности! И люди куда-то торопятся, и экипажи едут по Бульвару Монмартра!
Показ картин обрамляют цитаты художников… «Я пришёл сюда учиться ремеслу, а не для того, чтобы подавляли мою индивидуальность», — говорил Тулуз-Лотрек словно бы о системе современного образования. Вот уж у кого точно хватало своеобразия для формулирования понятия красоты. Что ни картина, то из борделя, о борделе, при борделе. Он и создал плакатное искусство, афиши, точнее сказать.
Мане и Моне… Разница есть! Иронично, но первый из них рьяно упрекал второго в использовании своей фамилии для, как сегодня говорим, пиара. Однако именно второй, Моне, стал считаться основателем импрессионизма и получил большую известность и признание. При жизни их путали, так как они оба носили бороды. И даже картины писали с одинаковыми названиями… взять хоть знаменитый что у одного, что у другого «Завтрак на траве». Но добавим, что Мане не причислял себя к импрессионистам и очень бы расстроился, если бы увидел эту выставку, на которой его реализм смешали с романтикой впечатления. Зато Моне и его «Белые кувшинки», «Маки», «Женщина с зонтиком», «Сад в Аржантёе», «Восход солнца» блистают на мультимедийном концерте. Полотна настолько красиво ожили, словно он их такими и нарисовал, словно это магия естественно движущихся изображений из мира Гарри Поттера.
Вот и думаешь, чего это Шпенглер так уверенно говорил о конфликте культуры и цивилизации. На выставке «От Моне до Сезанна» высокие технологии служат целям искусства. Но интересно и парадоксально, что импрессионизм, славящий впечатление и красоту момента, столкнулся с технологиями, решившими этот момент продлить, тем самым вступив в противоречие с идеей направления. Но это просвещение через увлечение. Это сказочное путешествие в мир фантазии художников. Это воспроизведение минуты их вдохновения. Ну как после этого не полюбить искусство?
Текст: Людмила Селезнёва