КультураОтчеты и репортажиПремьерыТеатр

Откройте клетку: мюзикл «Чайка» на сцене Театра Луны

Знаменитую чеховскую «Чайку» «подстреливают» из года в год на лучших мировых сценических площадках. Причем, делают это в самых разных жанрах. Даже до детектива уже добрались. Но в формате мюзикла эта пьеса еще не существовала. Для того, чтобы это трагическое произведение (определение «комедия» Чехова- причина провала самого первого показа постановки) зазвучало в прямом смысле этого слова, нужно иметь творческую наглость, смелость и бесстрашие. А главное во всей этой музыкальной и хореографической идее сохранить отдельную драму каждого из персонажей и попытаться понять сложную и загадочную душу русского человека.

Для российских зрителей мюзикл «Чайка» создавался профессиональной командой во главе с выпускником РАТИ-ГИТИС южнокорейским режиссером Те Сик Каном. «Время и обстоятельства- вот, что важно для меня. Мир- это клетка, где мы все существуем в едином времени и пространстве. И для меня важно было увидеть то, как, подобно чайке, каждый из персонажей стремится вырваться за пределы железных прутьев собственной жизни»,- рассказал режиссер. «Да, жанр этой постановки был определен, как мюзикл. Но, все-таки, это больше музыкально-драматический спектакль»,- уточнила музыкальный руководитель и один из композиторов «Чайки» Татьяна Солнышкина. «В этом спектакле существует музыкальная полижанровость: у нас есть и джаз, и рок, и классика… Хочу выразить особую благодарность артистам, которые так полюбили эту музыку и так «вжились» в нее, что сложилось ощущение, будто бы они поют всю жизнь». К слову, артистам, действительно, работалось непросто. Особенно, учитывая тот факт, что хореографом-постановщиком мюзикла стал Дима Масленников. Достаточно вспомнить поставленные им номера в шоу «Танцы на ТНТ», которые являются настоящими произведениями искусства для зрителей и творческими испытаниями для самих танцоров. Они не раз признавались, что даже профессионалам танцевать хореографию Масленикова сложно. «Научить актеров танцевать- задача непростая. Справляются они хорошо, но можно лучше!»- заметил требовательный хореограф. Художественный руководитель Московского Театра Луны Сергей Проханов попросил не судить строго и уточнил для журналистов (чтобы было понятно, почему он это сказал), что сейчас все увидят самый первый, «необкатанный», «сырой» вариант постановки, в котором есть изъяны и недочеты…

Их можно искать, разглядывать, выискивать. Если, конечно, вы пришли только ради «длиннопоста», чекина, лайков и тому подобных хайповских штучек. Но достаточно включить мозг, интуицию и логику, и вы поймете, что на небольшой сцене с каждой минутой открываются новые трагические судьбы и одновременно «закрываются» и запутываются в собственных амбициях и мечтах. Юная Нина стремится на сцену и считает, что большей радости, чем слава и признание, в этой скучной и никчемной жизни не найти. Ирина Аркадина все еще находится в плену своих воспоминаний, но, понимая, что время неумолимо бежит вперед, видит все свои дальнейшие надежды в новом романе с известным писателем Тригориным. Все персонажи Чехова в глубине души постоянно ищут выход, пытаются найти способ хоть немного изменить свою жизнь… А Треплев, единственный, который все силы прилагает к тому, чтобы не следовать заданному метрономом ритму, выглядит в глазах окружающих безнадежно влюбленным декадентом.

Персонажи взаимодействуют между собой внутри стеклянного дома, который с каждый движением, проходом или поворотом становится похож на клетку. Здесь нет места классическим театральным паузам, громоздким декорациям или шаблонным костюмам. Главные герои на сцене- музыка и любовь. Любовь, которая окрыляет и губит всех без исключения.

Музыкальная полижанровость, о которой говорила Татьяна Солнышкина, здесь напрямую связана с характерами персонажей. Отчаянное танго влюбленной Маши, вульгарный и вызывающий шансон Аркадиной, воздушная классика для окрыленной Ниночки… Все это соединяется в одну туго натянутую живую струну. Но это лишь маски, которые с проявлением всех трагических взаимоотношений постепенно падают с героев. Нежный и чувственный дуэт Нины и Тригорина, отчаянный крик Кости, мольба в каждой фразе Аркадиной… Чем ближе к финалу- тем быстрее полижанровость сменяется единым музыкальным стилем. И тем сильнее зрители чувствуют силу клетки.

 

 

Роль Аркадиной блистательно исполнила Анастасия Стоцкая. Эта артистка обладает не только сумасшедшим обаянием и безграничным талантом, но и способностью больше чем на сто процентов погружаться в любого персонажа. «Я немного удивилась, когда мне предложили роль Ирины Николаевны. Как раз сейчас я нахожусь в возрасте «уже не Заречная, но еще не Аркадина», поэтому работа была непростая»- призналась актриса на пресс-конференции. Настя аккуратно, не торопясь, «поворачивала» своего персонажа на сто восемьдесят градусов. Пожалуй, самая сильная сцена- это дуэт Тригорина и Аркадиной, где артистка во всех красках показала отчаяние своей героини. Она хватается за писателя как за спасательный круг, как за шанс не быть списанной «со счетов». А роль Тригорина в этой постановке досталась Ивану Ожогину. Если вы еще не видели звезду мюзиклов «Призрак Оперы» и «Бал Вампиров» на сцене, то после этой постановки вы, скорее всего, пополните «легион» его поклонниц. Бархатный голос и сценический эротизм… Смерть для женских сердец.

 

Одна из самых сложных актерских задач была у Оксаны Костецкой, которая исполнила роль Полины Андреевны. Именно на ее «долю» выпало больше всего комических моментов. И это при том, что ее героиня переживает одну из самых сильных личных трагедий. Но сделать это артистке удалось просто превосходно. Сцена, когда Полина Андреевна появляется в очень «удачный» момент с корзиночкой гостинцев, и вовсе сорвала бурные овации.

Фонарь-метроном, который отсчитывает часы, дни, годы… Четкий ритм, который опутывает каждого из персонажей, с каждым ударом «захлопывает» еще одно окно в те жизни, мечты о которых уже, вероятно, не сбудутся. Но благодаря режиссеру, композиторам, артистам мы понимаем, что единственная сила, способная остановить жестокий метроном- это любовь. В ней мучения, гибель, но и в ней есть спасение заблудшей души.«Только любовь! Только любовь!»- как в забвении повторяют герои, всеми силами стараясь поверить в свое личное спасение. Мюзикл «Чайка»- не для лайков, «галочки» или хайпа. Только для души.

Фото предоставлены Московским Театром Луны

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button