КультураОбразование

Перформанс — искусство жизни

В Государственном центре современного искусства прошла лекция Искусство перформанса за 90 минут. Performance art: вчера и сегодня. Знакомила слушателей с этим любопытным жанром Лиза Морозова — теоретик перформанса, психолог и действующий художник-перформансист.


Елизавета Морозова. Фото: Анна Молянова
Елизавета Морозова. Фото: Анна Молянова

Что такое перформанс? Это искусство действия, живая картина, символический художественный поступок, обмен энергией между художником и зрителем и всегда — подвиг во имя искусства.

Тот, кто считает, что перформанс — детище сегодняшних дней и непонятного современного творчества, сильно ошибается. Предтечи перформанса появились еще в начале 20 века, среди них — футуристы, которые проводили различные художественные провокации. Участники группы Гилея, которыми являлись поэты Бурлюк, Хлебников, Маяковский и другие, носили в петлицах пиджаков деревянные ложки или пучки редиски, наряжались в вызывающую по тем временам яркую одежду и расписывали лица причудливыми знаками. Чуть позже, в 1923 году, советский авангардист Арсений Авраамов написал и исполнил свою Симфонию гудков, где в качестве инструментов выступают разнообразные механические звуки: заводские гудки, свист пара, шум самолётов.
Всё это постепенно превращалось в классический перформанс. Тонкий и экзистенциальный, с помощью которого художник бросает вызов (в первую очередь себе) и исследует границы своих возможностей.

Залог хорошего перформанса — смысловая многослойность. К примеру, художник Андрей Кузькин ходит кругами несколько часов по сырому бетону. Сначала быстро, затем всё медленнее, до тех пор, пока месить засыхающий бетон становится невозможно. Кузькин посвятил эту работу своей бабушке и в перформансе как бы проживал с ней круг человеческой жизни. Самое же интересное то, что кто-то увидел в этой работе борьбу художника с материалом, кто-то — отсылку к передвижникам, кто-то и вовсе — образ тяжелой русской действительности.

андрей кузькин
Андрей Кузькин. Перформанс По кругу

Золотое правило перформанса — сделать то, что пугает тебя больше всего. Перформарсисты этому правилу неуклонно следуют: вот Марина Абрамович обмоталась змеями, вот Йозеф Бойс пытается выжить несколько дней в комнате один на один с диким койотом, а вот и сама Лиза Морозова идёт по битому стеклу и читает совершенно чужим людям свои сокровенные дневниковые записи, вскрывающие старые раны.

марина абрамович
Марина Абрамович. Перформанс Голова дракона
Йозеф Бойс
Йозеф Бойс. Перформанс Койот: я люблю Америку, Америка любит меня

Перформанс все время стоит на грани: можно и нельзя, художника и зрителя, искусства и жизни. Особенно сложно понять, где заканчивается искусство и начинается действительность и наоборот. Однажды, художник Йозеф Бойс свалил на одной из улочек немецкого города Касселя 7000 базальтовых блоков и согласился их убрать только при условии: один блок за один посаженный дуб. Подсчет был строгий, и даже после смерти Бойса деревья сажали, пока на площади в Касселе не осталась ни одного базальтового блока. Кем был Йозеф Бойс, когда творил перформанс 7000 дубов: художником, зелёным активистом или обычным гражданином? Сам Бойс говорил, что он художник в той же степени, в какой является художником каждый человек. А значит мир — картина, которую каждый может изменять, как заблагорассудится.

Йозеф Бойс. Перформанс "7000 дубов"
Йозеф Бойс. Перформанс 7000 дубов
Йозеф Бойс. Перформанс "7000 дубов"
Йозеф Бойс. Перформанс 7000 дубов

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!
Back to top button