В Государственном центре современного искусства прошла лекция Искусство перформанса за 90 минут. Performance art: вчера и сегодня. Знакомила слушателей с этим любопытным жанром Лиза Морозова — теоретик перформанса, психолог и действующий художник-перформансист.
Что такое перформанс? Это искусство действия, живая картина, символический художественный поступок, обмен энергией между художником и зрителем и всегда — подвиг во имя искусства.
Тот, кто считает, что перформанс — детище сегодняшних дней и непонятного современного творчества, сильно ошибается. Предтечи перформанса появились еще в начале 20 века, среди них — футуристы, которые проводили различные художественные провокации. Участники группы Гилея, которыми являлись поэты Бурлюк, Хлебников, Маяковский и другие, носили в петлицах пиджаков деревянные ложки или пучки редиски, наряжались в вызывающую по тем временам яркую одежду и расписывали лица причудливыми знаками. Чуть позже, в 1923 году, советский авангардист Арсений Авраамов написал и исполнил свою Симфонию гудков, где в качестве инструментов выступают разнообразные механические звуки: заводские гудки, свист пара, шум самолётов.
Всё это постепенно превращалось в классический перформанс. Тонкий и экзистенциальный, с помощью которого художник бросает вызов (в первую очередь себе) и исследует границы своих возможностей.
Залог хорошего перформанса — смысловая многослойность. К примеру, художник Андрей Кузькин ходит кругами несколько часов по сырому бетону. Сначала быстро, затем всё медленнее, до тех пор, пока месить засыхающий бетон становится невозможно. Кузькин посвятил эту работу своей бабушке и в перформансе как бы проживал с ней круг человеческой жизни. Самое же интересное то, что кто-то увидел в этой работе борьбу художника с материалом, кто-то — отсылку к передвижникам, кто-то и вовсе — образ тяжелой русской действительности.
Золотое правило перформанса — сделать то, что пугает тебя больше всего. Перформарсисты этому правилу неуклонно следуют: вот Марина Абрамович обмоталась змеями, вот Йозеф Бойс пытается выжить несколько дней в комнате один на один с диким койотом, а вот и сама Лиза Морозова идёт по битому стеклу и читает совершенно чужим людям свои сокровенные дневниковые записи, вскрывающие старые раны.
Перформанс все время стоит на грани: можно и нельзя, художника и зрителя, искусства и жизни. Особенно сложно понять, где заканчивается искусство и начинается действительность и наоборот. Однажды, художник Йозеф Бойс свалил на одной из улочек немецкого города Касселя 7000 базальтовых блоков и согласился их убрать только при условии: один блок за один посаженный дуб. Подсчет был строгий, и даже после смерти Бойса деревья сажали, пока на площади в Касселе не осталась ни одного базальтового блока. Кем был Йозеф Бойс, когда творил перформанс 7000 дубов: художником, зелёным активистом или обычным гражданином? Сам Бойс говорил, что он художник в той же степени, в какой является художником каждый человек. А значит мир — картина, которую каждый может изменять, как заблагорассудится.