Накануне дня рождения Александра Сергеевича Пушкина прошла премьера спектакля «Маленькие трагедии», которую представил Московский Театр иллюзии. Это новый, необычный взгляд на привычную классику.
Экскурс в историю
Пушкин написал 4 рассказа и собрал их в один цикл под названием «Маленькие трагедии» своей любимой порой – осенью. В 1830 году он находился в селе Болдино, пока в стране бушевала холера. Эта чудовищная напасть и послужила поводом к написанию настолько трагичных и глубоких произведений.
Новое прочтение
Режиссёр Театра иллюзии Сергей Векслер несколько осовременил тему и придал спектаклю новое звучание. Вместе с исторической подоплёкой прошлого в действие включается сегодняшняя беда – пандемия. Это явная параллель с тем, что происходило в России в период болдинской осени. Чума – явление постоянное, поэтому её изображали в своих произведениях всегда и всюду.
Несмотря на трагизм, спектакль больше обращён к фарсу, к явной сатире и поэтому его можно рекомендовать не только взрослым, но и подросткам. Они смогут понять и сюжет, и посыл, особенно если читали Пушкина.
Спектакль в спектакле
Постановка представляет собой спектакль в спектакле. То есть, сначала на сцене идёт «Пир во время чумы» (один из рассказов цикла), и внутри этого «пира» происходит действие остальных рассказов. Приезжает повозка, в которой скрываются бродячие артисты. Они и показывают зрителям 3 остальных трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость».
Действие не линейно: один рассказ перетекает в другой, и, кажется, что на сцене творится какой-то сумбур. Но именно это и привлекает внимание. Действие динамично, так что скучать не придётся. К тому же, спектакль идёт всего 1,5 часа. За такое короткое время воссоздать весь цикл – это большая победа как для режиссёра, так и для труппы театра.
Актёры намеренно переигрывают, превращая трагедию в фарс, но от этого их игра хуже не становится. Зрителю чётко дают понять, где юмор, а где серьёзные диалоги. И всё это сопровождается лёгкой музыкой, которая фоном проходит через всю постановку.
Сценография
Костюмы и сценография заслуживают отдельного внимания. Они передают не только дух эпохи, о которой писал Пушкин, но и ясно заявляют, что действие происходит в уличном театре, а не в реальном, с точки зрения постановки, мире. Зритель понимает, что это маленькие представления, поэтому костюмы и реквизит быстро меняются.
«Маленькие трагедии» в Театре иллюзии – это новый взгляд на привычный цикл рассказов. Зритель здесь сможет услышать знакомые строки из Пушкина, окунуться в ту самую атмосферу блестящей классики, но, при этом, получить массу приятных впечатлений.