Режиссер Хава Мухиева о фильме «Дерево» в интервью
Хава Мухиева – начинающий кинорежиссер, ученица именитых российских режиссеров Владимира и Александра Коттов, представила в качестве дипломной работы для широкой общественности свой короткометражный фильм «Дерево». Типичная Москва подготовила небольшое интервью с молодым автором.
Хава, расскажите, как возникла идея сценария? Вы же его написали сами? Интересно узнать подробности.
Это подлинная история, которая была написана мной перед поступлением во ВГИК. В первоначальном варианте история была длиннее, герой в ней было больше. Она была более личностной, жесткой, с конкретными именами, названиями.
Но во время написания сценария я решила придать ей притчевую форму, где реальность превращается в образ. Эта история – не просто трагедия одной семьи или одного народа, это трагедия времени. Это наш реальный мир, когда в жизнь любого человека может ворваться «кто-то» и разрушить ее.
Война и мир – две параллели, которые присутствуют на протяжении всей истории. В жизнь героев постепенно врывается хаос, который разрушает их мирное существование. Мы видим, как он губительно действует на жизни и души людей, особенно на жизни детей. Именно дети оказываются в гуще событий. Они тяжело переживают происходящее, внимательно наблюдают за всеми. Мы чувствуем их боль, видим историю их глазами. Все свои тайны они доверяют своему верному другу – Дереву. На протяжении всей истории Дерево олицетворяет жизнь, это символ жизни, символ будущего.
Самое главное – всегда оставаться самим собой
Где именно проводились съемки? Сколько дней?
Съёмочный период длился 14 смен, 10 из которых проходили в Дагестане, остальные 3 смены – в Ингушетии.
Сценарий делится на две части, и каждая предполагает своё художественное решение. Здесь важны художественный образ, символы. Так, например, было важно найти каменные постройки, передающие незыблемый и нерушимый дух кавказского народа. В результате основной локацией мы выбрали село Урахи Сергокалинского района в предгорьях Дагестана. Жители этого села сумели сохранить свои родовые дома в хорошем состоянии, даже давно заброшенные. Поэтому было нетрудно найти улицу без современных построек, а также нежилой уже порядка 20 лет дом с полностью сохраненным аутентичным интерьером.
На территории Ингушетии съемки проходили в Джейрахско-Ассинском музее-заповеднике, где стоят родовые ингушские башни. Они поражают простотой формы, монументальностью, своими корнями уходят в глубокую древность. Еще съемки проходили в уникальной школе, которой более ста лет, в селе Воскресенском Малгобекского района в республике Ингушетия.
Были ли какие-то сложности в проведении съемках? Моменты, которые бы взяли на заметку для следующих съемок.
Съемки были непростыми, так как проходили в горном селе. При работе над фильмом перед нами возникало множество технических задач, присутствовали человеческие и природные факторы. Несмотря на это, съёмочная группа была искренне увлечена работой и не замечала каких-либо неудобств, не обращала внимание на тяжелые условия.
Дипломная работа, попавшая на смотры более 40 фестивалей… Что дает участие в фестивалях молодым режиссерам? Как развивается ваша карьера сейчас?
Прежде всего, это возможность показать свое кино на большом экране, общение со зрителем, а также путешествие по новым местам. Фестиваль – это площадка знакомств с талантливыми и интересными людьми, продюсерами.
Планирую снять дебют, работаю над сценарием полнометражного фильма.
Что бы посоветовали своим молодым коллегам?
Самое главное – всегда оставаться самим собой. Творить, а не производить «продукт».