Когда-то эти парни в своих песнях рассказывали о проблемах в посёлке, распарывали наше нутро горькой правдой о районных движениях, осушали компании и прививали к спорту одним лишь словом. Но времена менялись и, погружаясь в изучение нашего социума, его болячек, омская группа переходила от внешних факторов к внутренним, от внутренних к мировым. С течением времени менялась и музыка, с которой преподносились глубокие смысловые нагрузки. И вот, четвёртого ноября на официальных ресурсах появился новый продукт от Грота.
С новыми посылами, но на том же курсе, с мелодией, гармонично сливающейся с насыщенной подачей, альбом буквально завладел умами слушателей, раскрыл другие темы обсуждений, показал новые этапы развития.
Они изменились, не изменяя себе.
Нам удалось пообщаться с участниками группы Грот Дмитрием Геращенко и Виталием Евсеевым.
Поздравляю вас с выходом вашего нового альбома. Всё ли у вас получилось, по вашему мнению? Все ли ваши задумки осуществились?
Дмитрий: Из-за спешки немного не доделали технические моменты. Ещё хотелось по звуку немного поработать. В будущем хотим, чтобы не было таких бешеных сроков .
В этой работе был ли творческий кризис?
Виталий: Творческий кризис постоянно бывает. И это нормальное явление. Вдохновение зависит не от нас. Бывает придёт, бывает нет. Может каждый день приходить в течение двух недель. А может так, что два месяца ничего не пишется, вообще ни одного слова. Но с этим ЕР нельзя сказать, что были какие-то кризисы.
Дмитрий: Хотя, если посмотреть, ведь в прошлом году выпустили «Землян», а после них практически ничего не писали до момента начала работы над новым ЕР. Мы его за полтора месяца сделали, а весь год отходили от «Землян» (смеётся).
Вами подняты очень острые социальные темы. Что повлияло на написание таких песен, были ли случаи из жизни к определённой песне?
Дмитрий: Я рассказывал, в интернете писал свою историю на песню «Новости».
Виталий: Каждая песня из жизни. Мы не берём их из себя, как из первоисточника. Все истории из жизни — книжку прочитали, видео посмотрели, статью известного ученого нашли. По чуть-чуть и всё складывается. Все вещи, с которыми мы срезонировали, выходят в виде песен.
Дмитрий: Да, ты же с воздуха ничего не берёшь. Что-то у тебя в жизни случилось, потом ты это через себя пропустил. Это необязательно какая-то конкретная история. Что-то приходит в виде метафоры, за метафорой следуют рассуждения и так далее.
Если затронуть песню «Дети Маугли», тему формирования личности — вы захотели бы что-то поменять в процессе своего воспитания?
Дмитрий: На воспитание, наверное, грех жаловаться. На формирование – да, хотелось бы изменить. Мы, конечно, попали под влияние, которое отразилось пагубно на нашем здоровье. Вот это очень жаль. Мы пятнадцатилетние, мы подражаем старшим, подражаем среде, в которой растём, и употребляем «всяческое». Это хотелось бы изменить, потому что здоровье ресурс невозобновляемый.
Виталий: Но это — единственное, что хотелось изменить. Мы родились именно в такой действительности, выросли в ней. И, с одной стороны, плохо, что у нас в России так тяжело и трудно. Но есть такое понятие — «русское творчество». Именно трудности всегда вдохновляли. У русских людей заложено так, что нужно окунуться, удариться, споткнуться, потом пятьдесят раз упасть, не в ту компанию два раза попасть и только после этого можно написать крутую песню.
Дмитрий: Да, если бы не случилось всё, что случилось с тобой, ты не был бы уже собой.
Виталий: Если бы мы что-нибудь поменяли на нашем пройденном пути, одну деталь изменили бы — была бы вообще сейчас группа Грот? Если бы у нас была сейчас возможность вернуться и изменить хоть что-то, плохое или хорошее, возможно, мы стали бы другими, и песен таких не появилось.
А как получилась эта команда: вы, Катя, Алексей?
Дмитрий: Мы записали песню на релизе с группой 25/17 «В одной лодке». Минус к ней мы приобрели в каталоге. Нам стало интересно, кто его автор. Оказалось, что его сделала Катя. Стали интересоваться, зашли на её страницу, послушали работы, нам они очень понравились. Возможно, именно, этого нам не хватало — человека с новым музыкальным видением. Мы сразу же решили работать с ней. А Лёша — это её молодой человек, он учил её делать музыку. У нас он отвечал за сведение и звук.
На следующий год поставили себе задачи, какие у вас планы?
Виталий: У нас планы всегда одинаковы: стихи и песни, то есть творчество в любом его проявлении. Мы можем менять только форму. Например, есть планы сделать концерт без музыки, где мы будем читать тексты и стихи под легкую музыкальную поддержку. И хотим развиваться в прозе — писать художественные книги.
Когда-то вы говорили, что песни — это инструмент передачи информации, разговора со слушателем. Очень сильным инструментом стал и фильм «5 лет в эфире». В будущем планируете возвращаться к киноиндустрии? Например, снять свой художественный фильм и внести в сценарий ваши смысловые нагрузки.
Дмитрий: Это, конечно, очень сложно. Сложно и дорого — два основных фактора. А мысли у нас такие были давно.
Виталий: Это ведь тоже определённая область творчества. Мысли такие приходят постоянно. Работа над фильмом – режиссура, весь съёмочный процесс, это ведь настолько круто. Действительно что-то нечто глобальное. Снять фильм — это как «зайти на гору» (смеётся).
Дмитрий: Кино, говорят, колыбель всех искусств. Здесь всё есть — и литература, и актёрское мастерство, и музыка.
Снова возвращаясь к вашим темам, что вас задевает в сегодняшнем обществе наиболее сильно? Какую острую проблему вы отложили для дальнейшей песни?
Дмитрий: У меня в телефоне есть заметка «Темы». И там я записываю теги, которые пролетают в голове. Давно уже так делаю. Не хочется раскрывать темы, обязательно узнаете в новых песнях.
Виталий: Есть темы, которые годами обрабатываться должны. Они появились года два назад, ещё до «Землян», но висят где-то в воздухе. И до сих пор не были написаны песни на многие из них. То есть какие-то вещи должны вариться прежде, чем это выйдет в стих или песню, несколько лет должно пройти. Мы часто о них вспоминаем, но пока к ним не подступились.
Дмитрий: Если взять концепцию альбома Дети Маугли, то эти мысли родились года три-четыре назад. Было так: посмотрели видео, понравилась идея, стали её обсуждать.
Виталий: Рождение «Детей Маугли» – это, как верхушка, пик четырёхлетнего пути. Идеи, о которых сейчас говорится в новом альбоме, можно услышать в «Братьях по умолчанию». Если внимательно слушать, то можно заметить, что «Братья по умолчанию», «Земляне», «Дети Маугли» чем-то похожи, они как трилогия.
Дмитрий: У нас темы очень концентрированы. Ведь чтобы в шестнадцати строчках выразить мысли, о которых мы говорим, надо сфокусировано излагать. Поэтому многое обваривается годами, дополняется чем-то новым, что-то лишнее убирается.
Ваша целевая аудитория не так широка, как у музыкантов пропагандирующих другие взгляды, если у вас сложности с конкуренцией в индустрии?
Виталий: Как бы мы не хотели, на это нельзя не обращать внимания. Мы много раз себе говорили: «Зачем нам смотреть на кого-то, зачем нам с кем-то себя сравнивать?». Но невольно мы всё равно сравниваем себя с другими. Ведь мы играем на их поле: это тоже музыка, мы тоже ездим с концертами и, соответственно, находимся в той же области. И всегда одни и те же мысли: «Есть много коллективов, которые собирают больше нас, у которых и гастроли, и больше городов в списке», но это как данность, к которой мы совершенно нормально относимся. Чтобы понять наше отношение, достаточно включить песню и послушать. Много собирают люди, у которых проще. У нас же песни очень сложные. В них ковыряться надо, пытаться понять смысл, а для этого несколько раз послушать. Это песни не на широкие массы. Соответственно, мы имеем то, что имеем, но рады, что у нас есть свой слушатель. Это намного больше, чем просто какие-нибудь поверхностные слушатели.
Дмитрий: Тем более, когда разговор идёт о таком количестве времени. У нас ведь восьмой год пошёл с момента выхода первого релиза. И мы уже начинаем ценить гораздо больше, буквально каждый концерт. Ещё сильнее ценим людей, которые остаются с нами. Я думаю, что с годами дальность прыжка гораздо больше ценится, чем его высота. То есть лучше дольше оставаться на волне, чем просто высоко прыгнуть и исчезнуть.
Есенин, Пушкин, Лермонтов и многие другие… Задумывались ли, что нужно сделать, чтобы стать великим поэтом? Что нужно, чтобы твои стихи читались в учебнике?
Дмитрий: Ответ очень простой — нужно писать крутые песни и стихи. Но тяжело предугадать: какой будет учебник в школе, какое будет общество, на кого будут обращать внимание. Это совершенно непредсказуемо. Конечно же есть огромное желание оставить после себя хоть что-то, чтобы песни звучали и после нас. Но предугадать невозможно. Что для этого нужно сделать? Я думаю просто писать то, что лежит на сердце.
На этой ноте мы закончили интервью, и ребята продолжили репетицию, пригласив нас на свой концерт в Москве.
Следить за выступлениями можно на официальном сайте группы ГРОТ www.grot55.ru и сообществе Вконтакте https://vk.com/grot_official.
Илья Фетисов