АрхитектураИстория

Архитектура Щусева

8 октября 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения Алексея Викторовича Щусева, известного русского и советского архитектора. За более чем пятидесятилетний творческий путь он успел построить большое количество значимых построек в Москве, на территории бывших союзных республик СССР, а также за рубежом.


Окончил Императорскую Академию Художеств (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) и за отличную учебу был отправлен в командировку по Средней Азии. Позже архитектор посетил Тунис, Италию, Бельгию, Англию и Францию. Путешествия повлияли на стиль дальнейших работ архитектора.

Всю деятельность архитектора можно условно разделить на религиозное зодчество и гражданское строительство.

Из церковной архитектуры известны произведения:

  • Иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры (Киев, Украина)
  • Марфо-Мариинская обитель (Москва, Россия)
  • Троицкий собор в Почаевской лавре (Почаев, Украина)
  • Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле(Тульская область, Россия)
  • Реконструкция церкви Василия (XII в.)(Овруч, Украина)
  • Православный Храм Христа Спасителя( Сан-Ремо, Италия)
Православный Храм Христа Спасителя( Сан-Ремо, Италия)
Православный Храм Христа Спасителя( Сан-Ремо, Италия)

В гражданских объектах Щусев работал в разных стилях, начиная с модерна и заканчивая конструктивизмом и сталинским ампиром.

Самые известные постройки Щусева с Москве:

Комплекс Казанского вокзала (1913-1940)
Адрес: Комсомольская площадь, 2

Строительство нового вокзала пришлось на тяжелые времена для страны, поэтому было столь длительным и непростым для архитектора. Здание выполнено в неорусском стиле и состоит из объемов разного масштаба, что подчеркивает живописность всего ансамбля. Доминантой комплекса является башня с часами, намеренно построенная в самой низкой точке местности для гармоничного восприятия вокзала со всех углов обзора. В декоре вокзала узнаются ярославские терема, рязанские палаты, а главная башня повторяет башню Сююмбеки Казанского Кремля.

Комплекс Казанского вокзала
История железных дорог — РЖД

Мавзолей им. Ленина (1924-1930)

Одна из самых известных построек Щусева, за внутреннее оформление которой архитектор получил Сталинскую премию второй степени. Изначально архитектору поручили выполнить проект временного деревянного мавзолея для прощания народа с вождем. Позже было принято решение о строительстве постоянного мавзолея, который должен был выполнять функцию усыпальницы, памятника и трибуны для выступлений. Щусев исполнил идею ступенчатого сооружения, напоминающего древневавилонский зиккурат.

Здание Наркомзема (1928-1933)
Адрес: Садовая-Спасская улица, дом 11/1

Памятник конструктивизма, объект культурного наследия регионального значения. Здание Народного коммисариата земледелия состоит из трех корпусов и занимает целый квартал. Угол здания пластически выделен цилиндрическим объемом, лаконичные плоскости стен разбивает ритм ленточных и «лежачих окон». Особенностью этого здания является использование лифтов непрерывного действия, которые работают до сих пор.

На данный момент здание реконструируют, планируемое завершение реставрации-конец 2018 года.

Дом архитекторов (1934-1938)
Адрес: Ростовская набережная, 5

Жилой дом, изначально предназначавшийся для членов Союза архитекторов. Строительство дома было частью масштабного проекта реконструкции левого берега Москвы-реки, который не был осуществлен. Полукруглая в плане форма здания была обусловлена сохранением в центре двора церкви Благовещения, которую снесли в 1950-х годах. По первоначальному проекту здание венчалось и подчеркивалось внизу колоннадой, однако из-за экономии и эта задумка была отвергнута.

По планировке все квартиры имели черные лестницы для прислуги и отдельные комнаты для домработниц.

В 1960-х годах была реконструкция дома с применением современных материалов и были пристроены два кирпичных крыла здания.

Реконструкция дома НКВД (1944-1947)

Здание выполнено в стиле необарокко. Проект реконструкции предусматривал объединение двух зданий на Лубянской площади и превращения части Малой Лубянки во внутренний двор здания. Симметрия здания была восстановлена лишь в 1983 году, когда завершилось строительство нового фасада со стороны Лубянской площади.

Станция Комсомольская-Кольцевая (открыта в 1952)

Выполнена в стиле сталинского ампира. Интерьеры отличает помпезность, богатство декора торжественность. Станция примечательна своим конструктивным решением —использованием колонн вместо привычных массивных пилонов. Восьмигранные мраморные колонны поддерживают протяженные аркады зала. Тема интерьеров станции—победа советского народа в Великой Отечественной войне. Потолок станции украшен восемью мозаиками с изображениями Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Мозаичные панно выполнил художник П. Корин.

Преподавательская деятельность

Щусев преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, Московском архитектурном институте. По его инициативе в Москве в 1945 году был создан Музей русской архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button