Чтобы привлечь новую аудиторию и заполучить внимание посетителей, которые побывали уже на всех выставках в городе, музеи все чаще стали использовать современные технологии в своих экспозициях — как во временных, так и в постоянных.
Основная цель музея — конечно, помимо сохранения экспонатов, заключается в донесении информации о предметах коллекции: о цели их создания, об эпохе, о предназначении и о влиянии, которое они оказали в свое время.
Мультимедийные технологии в этом помогают, поскольку с их помощью можно автоматизировать многие процессы и донести информацию быстрее и понятнее, чем привычными нам способами — аудиогидом и простым текстовым сопровождением экспоната. Среди них — интерактивные решения, проекции, 3D-копии, технологии дополненной и виртуальной реальности и не только. Расскажем о некоторых из них на примерах уже реализованных проектов.
Трехмерные изображения
Когда речь заходит о 3D-технологиях, стоит упомянуть о проекте Национальной портретной галереи Вашингтона. Чтобы дать возможность зрителям «пощупать» объекты, которые, конечно, в реальности трогать нельзя, была сделана оцифровка нескольких предметов: скелета мамонта, посмертной маски Авраама Линкольна, самолета братьев Райт. Таким образом у посетителей появилась возможность прикоснуться к легенде почти по-настоящему.
Еще одним примером использования 3D-технологий стал шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме, где «оживили» египетские мумии. Их просканировали с помощью томографа и вывели изображение на специальный интерактивный стол. Это дало возможность посетителям послойно ознакомиться с внутренностями саркофага и анатомией человека из прошлого.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии задействовал Смитсоновский музей дизайна Купер-Хьюит, расположенный в Нью-Йорке. Находясь в нем, посетители могут воспользоваться особым гаджетом в виде черной ручки. В специальном зале его нужно поднести к обоям на витрине — тогда на стене появится проекция интерьера определенной эпохи, куда виртуально перенесутся гости.
Такие технологии были использованы и в музее Высоцкого на Таганке. Компания «Гефест Капитал» создала уникальную мультимедийную экспозицию, посвященную творческому наследию советского автора, поэта и актера Владимира Высоцкого. В проект вошли 27 интерактивных инсталляций, 1500 экспонатов и 35 художественных объектов.
К примеру, в начале выставки посетителей встречает «временная шкала», сделанная в виде советского радио. По сути это — проекционная таймлайн-инсталляция, созданная с использованием технологии обратной проекции. Для этого специалисты провели программную сшивку восьми проекторов. Также они настроили направленный звук для того, чтобы слушать отдельные записи, не мешая другим гостям музея.
С помощью одного из четырех специальных роллеров посетитель выбирает временной отрезок, интересный ему, и знакомится с творчеством Высоцкого тех лет: отрывками из хроники, фото, записями песен.
Кстати, за этот проект компания «Гефест Капитал» удостоилась премии ProIntegration 2023.
Дополненная и виртуальная реальности
AR-технологии также нашли применение в современных музеях: к примеру, гость на выставке наводит на картину смартфон, и на его глазах возникают изображения, рассказывающие о процессе создания работы или о сюжете, разворачивающемся на полотне.
Стоит упомянуть и об AR-маркерах: это специальная программа на смартфоне или планшете с данными о музейных экспонатах. С помощью камеры в приложении считывается двухмерное изображение и выводится на экран уже в 3D. Объект приобретает новые свойства: его можно вращать вокруг своей оси, меняя ракурс обзора. Одновременно пользователю становится доступна дополнительная информация про объект. Преимущество такой технологии в том, что она работает и без подключения к интернету.
VR-технологии также используются в музеях в последние годы, но реже — для реализации таких проектов требуется специальное, недешевое оборудование.
Примером использования VR служит Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге. Посетитель с помощью данной технологии сможет виртуально оказаться в императорском поезде, который двигался по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки, и принять участие в квесте по поиску различных предметов внутри вагона.
Сенсорные технологии
Речь идет об особых сенсорных элементах, способных реагировать на движение гостей экспозиции. В соответствии с их маршрутом они меняют свет или звук выставки, погружая посетителей в атмосферу еще сильнее.
Сенсорные элементы могут сочетаться с интерактивными технологиями. К примеру, так было в Казани на выставке в Галерее современного искусства, посвящённой Николаю Рериху. За основу были взяты его картины из Русского музея. К ним добавили интерактивные элементы, которые позволили гостям «пролететь» над завораживающими горными пейзажами художника, посмотреть северное сияние, меняющие свои цвета, и даже создать собственную картину в похожем стиле.
Еще один пример сочетания сенсорных элементов с интерактивными технологиями — проект «Гефест Капитал» в новом здании Третьяковской галереи в Москве.
Специалисты компании разработали и установили мультимедийные инсталляции: интерактивный макет самой галереи, с которым посетители могут взаимодействовать через кастомную панель, и интерактивный слайдер, повторяющий детали архитектуры нового музея — «живые» картины на его фасаде.
Вот что об этом проекте рассказывает Павел Иванов, генеральный директор «Гефест Капитал»:
«Основная задача, поставленная заказчиком, состояла в демонстрации особенностей строительства и архитектурных решений нового здания. Нам пришла идея экспозиции с живыми картинами, где с помощью интерактивного слайдера мы с точностью воспроизвели конфигурацию расположения объектов на выставке.
При движении слайдера полотна „оживают“ — вместо черно-белого изображения появляется цветное; посетителю становится видна информация об этой картине и дается возможность ознакомиться с другими работами художника. Также мы повторили архитектурный макет здания, сделав это в связке с сенсорным столом, где отобразили информацию обо всех участниках проекта: авторах, инженерах, прорабах, архитекторах, директорах.
Мы сделали про них архитектурный „бизнес-журнал“: с помощью нейросети обработали фотографии специалистов и вместе с их цитатами загрузили эту информацию в виртуальный журнал. Кроме того, мы сделали видеоролик про основные этапы строительства и дали возможность посетителям проследить за определенным этапом — при его выборе на панели появляется анимация и подсвечивается соответствующий участок интерактивного макета».
Какие современные технологии ждут нас в музеях будущего?
Все зависит от самих технологий и их дальнейшего развития. На данный момент наметилась перспектива развития дополненной и виртуальной реальности. Как следствие, со временем они станут доступнее, и их будет проще внедрить в музейные экспозиции. Возможно, вместо привычного аудиогида на входе каждый посетитель наденет очки смешанной (AR и VR) реальности — вроде Apple Vision Pro, относительно недавно вышедших на рынок и пока являющихся не самым доступным устройством. Это позволит гостям выставки погрузиться в изучение экспонатов на принципиально ином уровне.
Рекламодатель: ИП Кондриков Роман Марианович
erid: LjN8KBPyu