14 ноября в Театре Луны состоялась премьера возобновленного спектакля «Жаворонок» по пьесе Жана Ануя в постановке Натальи Когут.
«Это история не о затравленном зверьке, а о жаворонке в поднебесье». (Жан Ануй)
История Жанны Д’Арк тесно связана с вопросами мужества, самопожертвования, отчаяния. Основной успех спектакля «Жаворонок» — великолепная игра актеров. Каждый из действующих лиц смог наиболее широко отразить самые глубокие чувства своих персонажей.
Во время спектакля акцент делалася в первую очередь на чувства и эмоции, а также на смысловой пласт, поэтому минималистское решение сценической площадки оказалось подходящим вариантом. Визуальный план спектакля был оборудован следующим образом: белые стены, черная платформа в глубине сцены, состоящая из прямоугольников, два белых конуса, поддерживающих переднюю часть платформы, и красный занавес, из-под которого появлялись действующие лица.
Спектакль начался с танца актеров под музыку Джеймса Бланта (James Blunt). Основные действия выполнялись руками — легкие, воздушные движения успокаивали зрителей, очищая их мысли, и настраивали на новую историю.
После свободной из расслабляющей сцены последовала серьезная, немного пугающая на контрасте тема суда. В этот самый момент зрители познакомились с прекрасной Жанной (Анастасией Тереховой), чистой и искренней, по-детски мыслящей, но очень отважной и сильной духом. Жанна вспоминает, как совсем недавно посла овечек на лугу, ходила с косичками и наслаждалась жизнью. Так было до момента, пока не появился Михаил Архангел: тогда ответственная ноша и взвалилась ей на плечи.
Жанну терзали сомнения. Она миллион раз задавала вопрос, почему именно она. Говорила, что не сможет взять ответственность за Францию.
Анастасия Терехова замечательно отразила все переживания Жанны в каждой сцене. Отличная дикция актрисы, оживление и замедление речи, яркие монологи, редкие паузы, логические ударения и музыка, которая отражала чувства героя — все помогало наполнить действие и слова актрисы наиболее пронзительными чувствами.
Отличным оказалось соотношение слов актеров со звуковой палитрой спектакля в целом. Монологи и диалоги, сопровождавшиеся музыкой и шумами, которые либо отражали эмоции героев, либо дополняли их. В спектакле было задействовано много современной французской музыки, которая поддерживала прямую сюжетную линию с Францией.
Мизансцена спектакля помогала делать акцент на главных персонажах каждой сцены. Обычно основной персонаж находился посередине сцены, все остальные — с разных сторон. Даже если основной персонаж передвигался по сцене, он все равно вовзращаться в середину, чтобы произнести важный монолог. На черную платформу также вставал один из главных персонажей определенной сцены, чтобы находиться выше и быть на виду у зрителей.
Знаменательна сцена, когда Жанна пришла к королю Карлу (Дмитрий Воронин), чтобы уговорить его пойти на Англию. Дмитрий Воронин мастерски отобразил сильный страх короля, смешанный с волнением и доходивший до дрожи во всем теле. Король Карл передвигался по сцене, и в каждом его движении отображался бешеный страх. Дмитрий Воронин изобразил человека, который был практически на грани сумасшествия. Его речь была прерывиста: голос сильно дрожал, иногда он заикался и не мог произнести отчетливо фразу, периодически его голос совсем угасал, а в особые минуты волнения — становился громче и доходил до крика. Король Карл метался и не мог найти себе места, желание к подвигу и сильный страх тянули его в разные стороны, разрывая на две части. Когда Карл залезал на трибуну, его образ становился особенно противоречив: с одной стороны — превосходство как короля, который находится выше других людей, с другой — лицо, которое не выходило из поля зрения,на котором застыло отчаяние и страх. На коленях Карл прятался за красный занавес в виде королевской мантии.
Игра Анастасии Тереховой в данной сцене не менее изящна: столкнувшись со страхом короля, доходившим практичеки до болезни (король боялся всего и всегда, каждый день), Жанна пыталась скрыть свое волнение, чтобы придать смелости королю. Именно в этой сцене полнее всего отразилась коллизия страха (Карл) и смелости (Жанна). Жанна пришла к Карлу, сообщив, что он — ее король, его будут короновать, с этой новостью она и приехала. «Как же ты узнала,что я король, на мне же не было короны?» — спрашивает Карл. Жанна сообщает, что Карл — король, это звание досталось ему через отца, деда, долгую череду королей. Несколько раз Карл повторяет эту фразу, чтобы осознать свое предназначение. В конце Карл выкрикивает ее, что означает, что он дошел до сути. Убедив Карла, что он самый настоящий король, Жанна просит его снаряжать лошадей и идти в бой, на что Карл отвечает отрицательно, объясняя свою реакцию лишь одним страхом. Тогда Жанна решает помочь Карлу победить свой страх, как когда-то Жанна уже победила свой. «Бог создал тебя не лягушкой, а королем», — говорит Жанна, на что Карл судорожно отклоняется от Жанны, кричит, задыхаясь, что он не может идти в бой, что он боится. Борьба страха и мужества становится все оживленнее: каждая фраза Жанны громче каждой предыдущей фразы Карла, намного быстрее и эмоциональнее. Четкая дикция и решительный тон Жанны наступает на судорожный голос Карла:
Жанна: Ты думаешь, я не боялась? Каждый раз боялась!
Карл: Как же ты поступала?
Жанна: Поступала так, будто не боялась! Я боюсь, но это уже мое личное дело и никого не касается. Самое главное — отбояться первым до сражения.
Тогда Карл решает все отложить на завтра, но Жанна уговаривает Карла пойти в бой сегодня. Мужество побеждает страх: Карл громким и решительным голосом отдает приказ своей королевской армии.
Важна в спектакле игра света. Периодически свет приглушался, иногда становился холодным, а иногда — теплым. Когда свет выключался, освещалась только Жанна, которая произносила монолог.
Сражение не показано на сцене, о нем рассказывает герой-повествователь. Во время сражения над полем боя летает жаворонок, который олицетворяет Жанну, и поет песню, пока в него целится стрелок.
История Жанны — это рассказ о настоящей вере в человека. Когда Жанну захватывают в плен, у нее спрашивают, что она дала своему королю, чтобы он обрел мужество. «Я дала ему мужество, вот и все», — отвечает Жанна.
Жанна беспреклонно верит в человека. Человек — настоящее чудо, сотканное из противоречий. «Настоящие чудеса люди делают с помощью мужества и ума, дарованным Господом Богом». С ней спорят, говорят, что человек — это сплошная греховность и мерзость. «Еще и чудо. Он мерзок и гадок, но потом выходит из дома разврата и бросается под копыта проходящей лошади, чтобы спасти ребенка, хотя раньше думал лишь о том, как весело провести ночь. Господь создал человека ради этого противоречия», — кричит Жанна.
Жанне не верят. «Эти слова говорят на кострах и в камерах пыток, потому что никогда не закончится охота на человека».
История Жанны — рассказ о предательстве. Когда Жанну просили отказаться от своих убеждений, она надеялась, что нужна своему королю, тому самому королю Карлу, корому она даровала мужество и помогла стать настоящим правителем, независящим от своей матери, жены и любовницы. Карл оказался не только трусливым, но и эгоистичным. Ему уже не нужна Жанна: «Мне не нравится, когда меня слишком любят, это порождает обязательства. А еще я не люблю, когда мне слишком преданны».
Жанна набралась мужества для смерти. «Ведь у меня его (мужества)… Ух!» Когда Жанну сжигали на костре, на ее устах сияла улыбка, а в глазах отражалась смелость. Во время этой сцены свет стал красным.
При минимальном визуальном решении спектакль произвел сильное впечатление на зрителей. Несложные костюмы героев (белые рубашки, иногда цветные мантии и колпаки, черные лосины и купальники) и практически отсутствием бутафории контрастировали с глубоким смыслом и большой эмоциональной нагрузкой.
Зритель сам может поделить героев на положительных и отрицательных. Для кого-то Жанна — герой, для кого-то — обычная девушка, взвалившая непосильную ношу на свои плечи. Для одних — Жанна справилась со своей задачей и совершила подвиг, для других — не смогла осуществить задуманное. Кто-то будет восхвалять Жанну, кто-то — журить. Тем не менее, спектакль показал зрителям урок чести, урок добра, заставил испытать сильные чувства, придал жизненного и театрального опыта.
Текст и фото: Кристина Пуланджакли