Сталинская премия в области литературы и искусства была учреждена в 1940 году и просуществовала до 1954 года. Премия варьировалась по трем степеням: первая – сто тысяч рублей, вторая – пятьдесят тысяч, третья – двадцать пять тысяч. По меркам первых послевоенных лет это были огромные деньги: даже премия третьей степени превышала среднегодовой доход советского служащего в несколько десятков раз. За годы существования премии лауреатам выплатили 57,7 миллионов рублей. Награжденным также полагался ряд льгот: бесплатный проезд, бесплатное обучение детей в вузах.
Награждение означало, что автор книги, картины, музыкального произведения или театральной постановки принят в пантеон советских «официальных» деятелей культуры. Лауреат Сталинской премии почти гарантированно был защищен от внезапной опалы. Премия отчасти определяла курс советской власти в области культуры: произведения, отмеченные ей, становились своеобразным ориентиром для творческой элиты СССР.
Премия вручалась ежегодно. Соискателями премии могли стать советские деятели культуры, завершившие работу над произведением в год очередного награждения. Это правило не было постоянным: по воспоминаниям Константина Симонова, Сталин как минимум дважды выдвигал на премию произведения четырехлетней давности. В комитет предоставлялись оригиналы работ; это условие не касалось литературных публикаций, музыкальных произведений и архитектурных проектов. Премии в области театрального искусства и кинематографии вручались на основе просмотра постановок и фильмов.
За годы существования премии было награждено 1706 человек – как отдельных авторов, так и творческих коллективов. Решения о вручении премий принимал Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. В его состав входили именитые деятели культуры: Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Константин Симонов и другие. Члены комитета должны были рассмотреть предоставленные работы и вынести решения. Председатели комитета менялись, однако решающим оставался голос Сталина.
Премию можно было получить несколько раз. Семь деятелей культуры были награждены шестикратно. Среди них – режиссер Иван Пырьев, писатель Константин Симонов, композитор Сергей Прокофьев. Пятикратными лауреатами премии стали актрисы Алла Тарасова и Марина Ладынина, скульптор Вера Мухина, композитор Дмитрий Шостакович. Чаще всего повторными премиями награждались деятели театра и кино.
Цель Сталинской премии
Учреждая премию, советское правительство преследовало две цели. Во – первых, ежегодные награждения должны были продемонстрировать успехи социализма в искусстве. Появление плеяды новых деятелей культуры символизировало победу советской идеологии и формировало группу творческой элиты, происходившей «из народа». Одновременно формировался культурный канон, которому предлагалось следовать. Так, картины, награжденные Сталинской премией, стилистически схожи: на них часто изображались советские граждане в момент военного или трудового подвига или руководители государства в «бытовой» обстановке. Сюжеты произведений идеологически выверялись: поиск новых путей остался в прошлом, и на стол комитета нередко ложились штампованные произведения, названия которых забывались сразу после объявления премии. Кроме того, премия служила финансовым подспорьем деятелям искусства. По мнению некоторых исследователей, фонд премии составляли гонорары Сталина за его публикации и часть его двадцатитысячной зарплаты, однако такие утверждения ничем не подкреплены.
Особое внимание уделялось произведениям литературы: эта область была самой удобной платформой для трансляции советской идеологии. Лауреатами Сталинской премии часто становились авторы книг о войне, прославлявших подвиг советского народа. Так, премией были награждены «Два капитана» Вениамина Каверина, «Василий Теркин» Александра Твардовского, «Дни и ночи» Константина Симонова. Второй группой лауреатов стали поэты и писатели из малых республик СССР. Награждение таких авторов отчасти служило идеологическим целям. С одной стороны, номинирование на премию демонстрировало «дружбу народов» огромной страны, с другой – было стимулом к развитию искусства в союзных республиках. Наконец, немалую часть лауреатов составляли писатели-соцреалисты, творившие на злобу дня. Это соотношение сохранялось и в других областях: чаще всего награждались произведения на героическую, трудовую и «национальную» тематику. Другие сюжеты оказались почти забытыми; особенно ярко это проявилось в литературе. Были и исключения: так, лауреатами премии стали Михаил Лозинский, переводчик «Божественной комедии» Данте, и Самуил Маршак, автор переложений сонетов Шекспира на русский язык.
После войны произведения, выдвинутые на Сталинскую премию, начали приобретать «заказные» черты. Это было связано с увеличением числа премий и с вхождением в комитет лауреатов прошлых лет. Проявилась тенденция к награждению лояльных авторов. Члены комитета иногда резко критиковали произведения, уже получившие народное призвание. Так произошло с картиной Александра Лактионова «В новую квартиру». Признанного мастера бытового жанра осудили за излишнее внимание к деталям и недостаточную идеологическую проработку персонажей. В то же время, по воспоминаниям Константина Симонова, Сталин в ряде случаев предлагал к награждению произведения, незнакомые членам комитета. Такие предложения безоговорочно принимались.
В последние годы существования премии ярко проявились недостатки выбора лауреатов. Одни и те же произведения отправлялись «на доработку», чтобы в итоге быть награжденными. Картина Федора Решетникова «Опять двойка», известная сходством с полотном «Провалился» передвижника Дмитрия Жукова, получила награду. Комитет объяснил явный плагиат переосмыслением сюжета в духе соцреализма. Драматург Анатолий Суров, дважды лауреат премии, годами преследовавший своих критиков, в 1954 году был исключен из Союза писателей – не только за пьянство и драки, но и за воровство пьес у других писателей. Выяснилось, что Суров присвоил себе премированные пьесы, угрожая настоящим авторам лагерями. После XX съезда пьесы Сурова исчезли со сцены, и драматург был забыт.
После смерти Сталина премия была ликвидирована и заменена более престижной Ленинской премией. В 1966 году учредили Государственную премию СССР; лауреаты прошлых лет были награждены памятными знаками и дипломами нового образца. Многие из них оказались забытыми: сегодня из произведений искусства, некогда получивших премию, широко известны только несколько знаковых произведений. В современном признании заслуг выдающихся деятелей культуры сталинской эпохи не обнаруживается влияния государственных поощрений. Однако существование премии имело ряд последствий, отразившихся на советской официальной культуре. Деятельность комитета заложила традицию выделения лояльных режиму авторов в элитную группу. Выбор произведений для награждения сформировал культурную традицию, которая сильно повлияла на дальнейшее развитие искусства в СССР. Наконец, финансовое подспорье позволило творить по-настоящему талантливым деятелям искусства – таким, как Анатолий Рыбаков, Дмитрий Шостакович и другие.
Автор: