Стрит-арт. Дословно «уличное искусство», на деле — умение, оказавшись в определенном месте в определенное время, увидеть нечто определенное. В Москве стрит-арта много. При грамотном рассмотрении проявления стрит-арта в нашем городе можно встретить на каждом шагу. Чтобы упростить задачу, мы решили проложить для вас маршруты, позволяющие превратить прогулку по центру города и не только в бесплатное посещение музея под открытым небом.
В прошлый раз искусство в городе привело нас на улицу Кузнецкий мост, сегодня отсюда мы и начнём очередную прогулку. Мы не пойдем вверх по улице – строительные леса, ремонтные работы – не лучшая компания для второго свидания с Москвой. Мы пройдём вниз по улице Неглинной и, оставив по правую руку баррочное здание бизнес-центра «Неглинная 14» свернём в Звонарский переулок. Поднимаясь вверх, на одном из классических фасадов видим конструктивистскую картину «1789» работы Nelio. Поначалу геометрическая абстракция кажется нелепой, смотрится, словно золотой зуб в скульптуре из слоновой кости. Однако, внимательно рассмотрев рисунок, можно заметить, что цвета, использованные художником, созвучны цветам всех домов, обитающих в переулке: бордовый жаркий кирпич Сандуновских бань, нежные вариации жёлтого и розового монуентальных доходных домов. Такое ощущение, что этот рисунок – фотографическая плашка с цветами, благодаря которой Звонарский переулок проявляется чётче, красочнее.
Дойдя до конца дома 1 (он и встретил нас первой работой), обернёмся назад.
“Troubles of paradise” португальца по имени Pantonio, сделавшего невозможное: смотришь на этот белый камень в синем, и кажется, что он вот-вот и правда взлетит. Улица идёт вверх, поэтому, если сделать еще буквально 5 шагов и вновь обернуться, можно заметить интересное явление: кажется, что улица разделена на две части: справа птичья суета, застывшая в камне, слева – суета городска, вечно живая, с жёлтыми такси, спешащими по двум переходам людьми и птицами живыми.
Напротив рисованой стаи Fintan Magee предлагает дать городу «пять». Студенты архитектурного университета, что совсем рядом, по традиции так и делают, успешно сдав очередной экзамен. Вообще, конечно, удивительно, как органично и гармонично сочетаются городская рука, уличный полёт и стройка на нескольких квадратных метрах. Город здесь живёт. Без прикрас, но с рисунками.
Пройдём до конца переулка, по правую руку останется Богородице-Рождественский женский монастырь, а слева нас встречает творение испанского художника Escif «Девушка с бутылкой» на доме номер 5. Визуально улица сноваа разделяется на две составляющих: правую половину занимает урбанистический пейзаж виднеющегося бизнес-центра на Трубной, слева же всё спокойно, статично, и лишь нарисованная голубая спираль в красках создает иллюзию движения. А мы отправляемся в туда, куда смотрит девушка. Через Варсонофьевский переулок выходим на Большую Лубянку.
Перейдём дорогу, пройдём чуть вперёд – группа друзей, прорисованная в камне, сплавляется на байдарке по водопадам Карелии. «Путешествуйте по России», рекламное граффити компании Yota. Здесь же один из узнаваемых, разбросанных по всему городу, слоганов арт-группы «Зачем?». Диалог искусств: независимые художники против рекламных кампаний – или заодно?
Выходим на Сретенку – здесь наследники авангардиста в архитектуре посвятили ему портрет в здании. В рамках проекта «Наследие» zws crew и Новатекарт знакомят город с создателем огромного количества зданий «бумажной архитектуры» ((проектов, неосуществимых в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштаба или цензуры) — Иваном Леонидовым. Когда архитектура и художественное искусство существуют в унисон, рождаются подобные проекты.
Следом идёт «Дом под шляпой» — с крыши дома номер 5 за нами подглядывает чокнутый шляпник из «Алисы в стране чудес», предлагая сойти с ума за чашечкой Ahmad tea. Это одна из самых интересных работ стрит-арта: здесь столько деталей, что, действительно, стоит зайти в кафе напротив, занять место у окна, пить чай и рассматривать каждую из них. Идеальное окончание прогулки, не так ли?