Пока родители говорят детям «танцы – это не профессия», так оно и будет. Хореограф и преподаватель современных танцев Наргиз Радз о профессии танцора и положении танцевальной России в мире.
Наргиз Радз – один из лучших хореографов современных направлений в России. Вот уже более 12 лет она в танцевальной индустрии. Ее сумасшедшая энергетика передается даже из видео-уроков, что же говорить о живых выступлениях и мастер-классах. Побеседовать с Наргиз мне удалось лишь в перерывах между занятиями в одной из ведущих московских школ современных танцев «Model357».
Как тебе живется в таком насыщенном ритме?
На самом деле, времени у меня много. Я не занимаюсь ничем, кроме танцев. Было 3 попытки получить высшее образование, но танцы все-таки взяли верх. Поэтому моя жизнь начинается только вечером, я еду на тренировки, занятия, репетиции. Хотя, конечно, довольно часто бывает, что целыми днями идут репетиции. Например, сейчас начинается время чемпионатов, днем мы репетируем с командой, потом еду преподавать, потом еще тренировки и еще. Но при этом у меня всегда есть свободное время.
Ты и хореограф, и преподаватель, и танцор. Что ты из этого ты любишь больше всего?
Я до сих пор не определилась с этим. Когда сама танцую на сцене – это здорово, ощущение того, что на тебя все смотрят, играет громкая музыка, красивые костюмы. Но в тоже время мне нравится ездить с мастер-классами в другие города. Именно вести мастер-классы не в Москве. Здесь много крутых преподавателей. А если ты приезжаешь в Екатеринбург или Нижний Новгород, то видишь голодные глаза, бешенную энергетику и полную отдачу. Это не передать словами. Танцы – это мое все. Я сама не ожидала, что моя любовь к танцам перерастет все границы. Даже мама сейчас удивляется этому и шутит: раньше она мечтала, чтобы я стала танцором, но не до такой степени. Даже если я еду путешествовать в какую-то страну, то первым делом узнаю, если ты там какой-то танцевальный мастер-класс или лагерь. Я не воспринимаю страну как страну, если там нет танцев.
В жизни и на сцене ты отличаешься?
Да, я разный человек. Танцы, преподавание, выступления забирают много энергетики у человека. Я постоянно общаюсь с людьми, отдаю свои силы и эмоции. Поэтому в жизни с близкими друзьями я очень открыта, но в компании незнакомых людей я очень закрыта. Поэтому мнения в танцевальном мире обо мне неоднозначные, всем кажется, что я – монстр. Я их понимаю, на самом деле. У меня еще образ такой – я всегда черном.
Какие танцевальные направления сейчас популярны и России и на чем основывается их популярность?
Базовые стили, например, hip-hop, underground никогда не умрут. А все остальное (go-go, R’n’B) – это надуманные направления. Они развиваются как мода на одежду. Каждый год появляется что-то новое, это завлекает людей. Сейчас акцент на Booty, Twerking и все, что связано с попой. Это мега популярно.
Мода на танцы в России и на Западе отличается?
На Западе ее просто нет. Люди занимаются одновременно абсолютно разными направлениями и стилями. Люди на Западе в этом плане более универсальны. У нас же человек приходит на одно направление – увидели видео в интернете, им понравилось. Они приходят, и не знают к кому они пришли, что для этого стиля нужно уметь и иметь. Когда же я была в Америке, то заметила, что в расписании студий стоят имена педагогов, а не направления танцев. Там ты идешь на педагога, который обладает своим стилем и фишками.
ТП: Это хорошо или плохо, что в России такая тенденция?
Н: Наверное, мы еще не доросли и не поняли этого. Люди у нас более ведомые. Все по-другому у нас. Даже если сравнивать различные танцевальные конкурсы на ТВ. Я вот смотрю шоу «Танцы на ТНТ» только потому, что у меня там знакомые. Единицы людей достойны участвовать в таком шоу. Все построено на рейтинге. Но у нас на самом деле крутые педагоги, хореографы и постановщики, они уже и во всем мире известны. Но у нас и очень много тех, кто месяц-два позанимался в студии и ушел потом преподавать. Преподавателей больше, чем учеников. Наверное, из-за таких «преподавателей» мы немного отстаем. Если у нас на всю страну будет 5 хороших хореографов, и все у них будут учиться, тогда и результаты будут лучше.
Плюс, за рубежом танцор – это полноценная профессия, такая же, как бухгалтер или доктор. У нас же это все считается несерьезным. Даже большинство родителей говорят своими детям, что «ты этим деньги не заработаешь, не нужно быть танцором». Все это неправда. Профессиональные танцоры зарабатывают не меньше, чем юристы, например. Но если родители будут постоянно говорить своим талантливым детям, что танцы – не профессия, то так у нас и будет продолжаться.
Что является залогом успеха в танцевальном конкурсе?
Здесь два варианта: техника или энергетика. Иногда побеждает тот, кто действительно техничен, у кого продуманный номер. А иногда те, кто берет энергетикой. У них может быть «грязное» выступление, но они настолько заряжают зал, что судьи просто теряют голову.
В тебе больше эмоций или техники?
Эмоциональности. Я больше люблю такую хореографию. Я считаю, что технику можно наработать, сделать со временем. А эмоции либо есть, либо нет. Ты либо зажимаешься, либо отдаешь всего себя. Зарядить зал и отдавать свои эмоции залу очень сложно.
Если вдруг ты не сможешь танцевать, чем займешься?
Работая с 13 лет в разных сферах, точно могу сказать, что без работы не останусь. Стала заниматься бы любым бизнесом по продаже чего-либо, может, стала бы дизайнером интерьера или одежды, это мне тоже нравится.
3 качества настоящего танцора…
Терпение, потому что не все сразу дается. Эмоциональность, потому что танцор изображает музыку. И понимание того, что никогда не будет конечной точки.