Три «сценические» выставки в музеях Москвы рассказывают о классическом и современном искусстве как тонко срежиссированные постановки. Места, где музейный куратор выступает в качестве театрального режиссера, а зритель становится соавтором, достраивает смыслы и создает свои интерпретации…
ИЛЛЮЗИЯ ТЕАТРА. К 200-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ТЕАТРА ГОНЗАГИ В АРХАНГЕЛЬСКОМ
Музей имени А.А. Бахрушина
ул. Бахрушина, 31/12
до 16 сентября
С «Музыкой для глаз» сравнивал итальянский художник Пьетро ди Готтардо Гонзага искусство театральной декорации, способной с помощью пространственных ритмов и цветовых модуляций создавать зримую красоту, которой не существует в природе. Декорации перевоплощались в «актеров сцены» – настолько Гонзага утверждал превосходство зрительных образов в театре. Развивая традиции эпохи барокко, часто опережая свое время, художник предвосхищал эпоху романтизма. Приехав в Россию по приглашению князя Николая Борисовича Юсупова, Гонзага возвел для него усадебный театр в Архангельском, величайшая драгоценность которого – 12 перемен декораций, столь же хрупких как «разноцветные украшения на крыльях мотылька». Об этой эфемерной красоте рассказывают два раздела выставки: «Юсупов и Гонзага на фоне театральной культуры конца XVIII — первой трети XIX веков» и «Театр Гонзаги в Архангельском».
ГИПНОЗ ПРОСТРАНСТВА. ВООБРАЖАЕМАЯ АРХИТЕКТУРА. ПУТЬ ИЗ ДРЕВНОСТИ В СЕГОДНЯ
ГМЗ «Царицыно»
ул. Дольская, 1, стр. 6
до 23 сентября
Театр воображаемой архитектуры показывают в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно». Выставка построена как спектакль в девяти актах, сближает культуру XVIII и XXI веков. Зритель проходит коридором с графическими листами Гонзаги. В разделе Opera Seria театральные образы XVII-XX веков (работы Джузеппе Галли-Бибиены, Джакомо Кваренги, Николая Бенуа, Петра Вилемса) соединяются с виртуальной реальностью (видеоинсталляция-панорама, зал Кибербарокко). «Волшебный фонарь» показывает анимацию мультипликатора Андрея Хржановского. В этом же зале – «бумажная архитектура», офорты Александра Бродского и Ильи Уткина «Музей исчезнувших домов», «Стеклянная башня», «Рынок интеллекта». Кульминация путешествия – заключительный зал «Машинерия праздника» с декорациями Степана Лукьянова к оперному сериалу «Сверлийцы».
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ТРЕХ АКТАХ
ММОМА
ул. Петровка, 25
до 16 сентября
В сентябре идет заключительный акт выставки «Генеральная репетиция», совместного проекта Московского музея современного искусства и фонда V-A-C. Предметы искусства более 100 художников (от Кьяры Фумай и Владислава Мамышева-Монро до Джеффа Кунса и Энди Уорхола) уподоблены актерам. Основное выставочное пространство (сцена) расположилось на втором этаже музея. Здесь поэт и писатель Мария Степанова поставила «пьесу о вещах». «Ничьё» – это название истории, в которую погружается зритель. История о вещах-подкидышах, некогда служивших одной семье, а теперь сопоставленных с вещами искусства. Это необычное соседство заставляет задуматься о биографиях вещей, их функциях, статусе… Как выглядела бы территория невозможного равенства вещей музейных и тихих бытовых предметов? Это можно увидеть на выставке в ММОМА.
Автор: Мария Макарова