Московская осень уже совсем разгулялась, а вместе с ней начался новый театральный сезон, который за свои пять недель уже набрал обороты и шагает по городу во всю. В столице возобновляются спектакли прошлых сезонов и играются премьеры. В сентябре-октябре проходит очень много театральных фестивалей. Вообще, очень странное это мероприятие – театральный фестиваль. С одной стороны, их правда ждешь, заранее уже сидишь на страничках в соцсетях, читаешь обновления на сайте. Но вот наступает заветный день – ты идешь на открытие или на какой-нибудь спектакль и понимаешь, что все эмоции и ожидания не оправданы, а ты вконец разочарован. Картины в целом ты все равно не видишь, посмотрев один спектакль, нет жажды увидеть другой: западная театральная традиция сильно отлична от русской и чаще всего – не насыщает. Вот такая вот диалектика. Но тем не менее, надо быть в курсе, а значит – я начинаю свой обзор.
…Но осень для меня – весна,
потому что открывается театр!
«Игра снов» А. Стриндберг
«Solo»
В «Театральном Центре на Страстном» с 29 сентября уже идет международный фестиваль Solo. Последний спектакль, входящий в его программу, будет показан 10 октября. Фестиваль Sоlо – это фестиваль моноспектаклей. Моноспектакль — очень сложный жанр: игра одного актера должна держать весь зал несколько часов. Актер всегда должен быть разным и каждый раз вызывать разную эмоцию у зрителя, чтобы тот просто не уснул. Как с этим справляются актёры со всего мира, буду смотреть на этой неделе.
Но главное событие фестиваля – это прибытие одного из самых знаменитых западных режиссеров, Ромео Кастеллуччи, в столицу. Спектакль «Юлий Цезарь. Фрагменты» уже показали в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Балтийский Дом», теперь премьеры ждет Москва. Ромео Кастеллучи — продолжатель традиций театра жестокости Арто Антонена, эстетика его театра – эстетика безобразного. Вот, что пишут о грядущем спектакле газеты, корреспонденты которых уже успели его посмотреть в Петербурге: « В 1997 году Ромео Кастеллуччи уже ставил «Юлия Цезаря». В 2014 году он создает новую версию спектакля, сконцентрированную на исследовании человеческого тела, лишенного органов речи. Картины голосовой драмы, воплощающей собой борьбу человека с мощью слов, Кастеллучи пишет, проецируя на экран процесс рождения звука в гортани. Авангардного европейского режиссера интересует физическая сторона речи, связанная с механизмами и структурой языка, и ее взаимодействие с ораторским искусством.»
«Территория»
С 1 по 14 октября в Москве пройдёт девятый международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». Как обещают нам организаторы: «в основной программе – спектакли, концерты, выставка из Великобритании, Германии, ЮАР и России, представляющих самые разные направления в театре и современном искусстве: от танца до живой инсталляции». Основным местом действия фестиваля будет театр «Наций». Художественный руководитель театра, Евгений Миронов, уже зарекомендовал себя как гостеприимного хозяина заграничных гостей и бродящей театральной молодежи, которая вечно находится в поисках места для воплощения своих проектов. Программа обещает быть наинтереснейшей. К тому же, еще обещают мастерклассы, или как пишут организаторы «Территории», «образовательную программу для студентов творческих специальностей».
Посмотрев афишу фестиваля, я остановила свой выбор на спектакле Богомолова «Гаргантюа и Пантагрюэль». Он уже давно идет в театре Наций, честно говоря. Не люблю Богомолова за его последние спектакли, но уважаю за первые. Посмотрите его ранние работы в Табакерке: он потрясающе справляется с классикой. Интересно было бы посмотреть, как он поработал с трудным текстом Ф. Рабле.
Также я бы сходила на Тимофея Кулябина, на его спектакль «Шекспир. Лабиринт», который выполнен в жанре «спектакля-бродилки». Спектакль-бродилки – это вид театральной игры, когда спектакль выходит за рамки сцены и проходит на территории всего театра. Недавно была на таком в Студии Театрального Искусства на «Шествии» по стихам И. Бродского, очень интересно и сильно влияет на восприятие.
Что касается зарубежных постановок – сама их не видела и хотела бы посетить спектакль ITMOI. Это спектакль-посвящение Игорю Стравинскому от ведущего британского хореографа Акрама Хана. Думаю, это будет очень красиво и, наверное, интересно, особенно любителям танца.
«Сезон Станиславского»
Третьего октября нельзя пропустить еще одно театральное событие – начало юбилейного сезона фестиваля «Сезон Станиславского». Ведь в его программе запланировано представление таких грозных мужей мирового театра, как «Книга Иова» Эймунтаса Някрошюса и «Вишнёвый сад» Льва Додина. Говорю заранее — билеты ужасно дорогие и попасть туда нет никакой возможности, но если вы вдруг окажетесь случайно (или специально) в Вильнюсе или Петербурге, то сразу же бегите и покупайте (а лучше бронируйте в Москве заранее) билеты на спектакли Някрошюса и Додина. Это настоящее искусство, вы ничуть не пожалеете, обещаю. Еще бы я бы посмотрела постановки японских режиссеров. Театр Азии – это отдельный мир, другая традиция, другие мысли и восприятие жизни. Вряд ли вы что-нибудь поймете, но удовольствие должны получить в любом случае.