Нельзя не отметить высочайший уровень русских балетных мастеров: понятие «русский балет» — уже одна из беспрекословных аксиом отечественной культуры. В 20 веке советский балет диктовал законы всему миру, а звезды нашей танцевальной «тусовки» поистине оставили за своими плечами неповторимое наследие мировой культуры. Выставка Музея Моды «Русский балет – мода навсегда» предоставляет возможность посетителям приоткрыть занавес и заглянуть в кулуары одного из самых зрелищных видов искусства.
Выставка, приуроченная к концу Года Театра в России, открылась 19 ноября 2019 года в новых помещениях МВЦ «Музея Моды» и будет функционировать вплоть до 26 января 2020 года. Директор Музея Оксана Федорова в приветственном слове поблагодарила куратора выставки Юрия Мальцева, российского театрального художника, сценографа Бориса Асафовича Мессерера, Народного артиста СССР и РФ Владимира Викторовича Васильева, Народного артиста России Андриса Марисовича Лиепу, Народного артиста республики Татарстан Айдара Мансуровича Ахметова.
«Мне, как директору музея, хотелось символично завершить Год Театра в России, открыв в новых залах Музея Моды выставочный сезон’ 19-20, посвященный балету»,— отмечает Оксана Геннадьевна.
Куратор выставки, искусствовед и дизайнер Юрий Мальцев, в свою очередь, утверждает: « Это наше признание в любви и восхищении искусству русского балета, которое с честью переживает любые социальные, экономические и политические трансформации…» И в доказательство этим словам нельзя не отметить обширность экспозиции, охватывающей несколько поколений звезд русского балета: от блистательного балетмейстера Асафа Мессерера до Николая Цискаридзе. Уникальность выставки состоит так же в ее синтетичности: потрясающие образцы скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства собраны воедино, чтобы воспеть стихию танца.
Часть выставки посвящена Рудольфу Нуриеву, с момента визита которого в СССР прошло 30 лет – этой теме специально отведена зона на первом этаже экспозиции. Особое внимание привлекает скульптура великого танцора, выполненная Ярославом Бородиным прямо в присутствии публики – так называемый, скульптурный перформанс, который призван почтить память великого мастера балетного искусства.
Небольшие скульптурные фигурки, ритмично врывающиеся в маскарад костюмов и картин, возможно, грамотнее всех передают плавные линии гранд батманов и напряженные фигуры танцоров. В коллекции представлены бронзовые и фарфоровые статуэтки из частных коллекций именитых балетных деятелей. А в некоторых экспонатах несложно узнать отечественных артистов балета: например, в скульптуре Алексея Шпаковского, посвященной образу Николая Цискаридзе в одноактном балете «Синий Бог», сразу угадывается безупречная техника и талант бывшего солиста Большого театра.
Живописи в данной выставке отведена особая роль. Во-первых, она знакомит зрителя с эскизами известнейших сценографов и театральных художников 20 века. Большинство костюмных эскизов представлены работами Бориса Мессерера – члена знаменитой балетной династии Мессереров, двоюродного брата Майи Плисецкой, президента ассоциации художников театра, кино и телевидения России. Многие из его набросков выполнены на бумаге обыкновенным фломастером – однако от этого не теряется их красочность и пышность, обнажающие полет богатой фантазии мастера. А «первую скрипку» в плане сценографии играют братья Вольские, Виктор и Рафаил, которые за свою творческую жизнь оформили более 200 оперных, балетных и драматических спектаклей. Более того, они так же занимались эскизами костюмов. Борис Покровский так отзывался о работе братьев: «Их сценография – это органическое соединение традиций русской театральной школы с ощущением и знанием современного духа в его самом прекрасном выражении». «Современность духа» находит свое наиболее яркое воплощение к эскизам декораций к балету Жоржа Бизе — Родиона Щедрина «Кармен-сюита». Строгая геометричность очертаний придает сцене объемность, а бело-черно-красная палитра в точности передает горячую и эротичную энергетику одного из самых чувственных балетов в истории. Еще большее значение колорит имеет в эскизе занавеса к балету Цезаря Пуни «Карнавал в Венеции», выполненный Виктором Вольским: ярко желтые глаза маски на приглушенном голубоватом фоне гипнотически действуют на публику, как бы подготавливая зрителя к вот-вот начинающемуся спектаклю.
Во-вторых, изящные наброски, сделанные на репетициях спектаклей и за кулисами, в кулуарах «приоткрывают занавес» на балетную рутину. Главные герои в этом сегменте экспозиции – хрупкие юные танцовщицы, которые выполняют балетные упражнения у станка, изматывают себя изнурительной растяжкой, надевают пуанты. На многих эскизах балерины просто отдыхают, сидя на полу после тяжелых па, и их позы остаются грациозными даже в момент отдыха – натренированные с малых лет пластичность и подтянутость уже вряд ли оставят их осанку и манеры. Балету танцор отдает себя всего без остатка. Несколько рисунков посвящены Галине Улановой – одной из лучших русских балерин, и здесь она скорее строгий педагог, который вырастил не менее способных учеников. Среди них – Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Своей академичностью и красочностью резко выделяются работы петербургской художницы Анастасии Вострецовой, творчество которой тесно связано с миром балета. На выставке продемонстрированы лучшие образцы работ Анастасии.
Ну и, наконец, значимая часть экспозиции – костюмы для балетных спектаклей, созданные учениками колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П.Вишневской. Посетителю выставки предоставляется возможность вблизи изучить «визитную карточку» балета – балетную пачку, представленную в самых разнообразных вариациях – будь то костюм Сахара к балету «Синяя Птица» или известная черная пачка Одиллии из «Лебединого озера».
Рассматривая балетный костюм в непосредственной близости поневоле можно поразиться тому, насколько же ювелирен и тонок декор, состоящий из пайеток, страз, бусин и каменьев. Каждый костюм – это определенный образ, персонаж, которому отдана определенная роль уже не только в балетном спектакле, но и в сознании массового зрителя. Поэтому наряд Одиллии сочетает в себе агрессивные черные и красные цвета, а декор пачки подчеркнуто ярок и бросается в глаза: Одиллия, так внезапно появившаяся на балу и очаровавшая принца, должна блистать на сцене. Из зрительного зала невозможно разглядеть все тонкости костюма, однако Музей моды предлагает зрителю познакомиться с деталями и прийти к выводу, что сценический костюм – это тончайшее искусство!
На экспозиции так же выставлен костюм самой Майи Плисецкой, который был одолжен для проекта у Детской хореографической школы им. М.М.Плисецкой в Тольятти. А рядом с ним соседствует верх балетного наряда, любезно предоставленного Андрисом Лиепой и созданного брендом Nina Ricci.
«Гвоздь программы» — часть экспозиции, именуемая «Танцующая кисть Владимира Васильева». Известнейший артист балета, режиссер, педагог, хореограф, ученик Галины Улановой и муж Екатерины Максимовой, Владимир Васильев пробует себя в живописи. Лучшие его работы выставлены на выставке «Русский балет – мода навсегда». Интерес к рисованию Владимир начал проявлять еще с 15 лет и с тех пор всегда поддерживал контакт с художниками, обучаясь у них азам изобразительного искусства. Как только Васильев закончил свою карьеру танцора, он
нашел способ самовыражения в живописном искусстве и даже был принят в Творческий союз художников России. Талантливый человек талантлив во всем. В работах Владимира преобладает пейзажная живопись (в основном изображаются итальянские и русские локации) – впечатления от многочисленных путешествий по миру превращаются в импрессионистские зарисовки, в которых заключена любопытная игра цветов и некоторая воздушность, полетность мазков, нанесенных на холст. За это впечатление легкости и было дано подобное название экспозиции — «Танцующая кисть».
Помимо упомянутых авторов работ, проект предоставляет вниманию зрителя работы Виктора Дувидова, Сергея Бакина, Юрия Фирсова, Инома Мансурова, Марины Андреевой и многих других мастеров – ваятелей, художников, дизайнеров, которые значительную часть своей работы посвятили важнейшему пласту русской культуры – Его Величеству Балету. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство объединились под эгидой танца, чтобы подарить зрителю настоящий театральный красочный маскарад, наполненный любовью и уважением к одному из сложнейших видов хореографии, но в котором отечественная сцена преуспела в свое время и никому в ближайшем будущем лидерство уступать не собирается. Русский балет – национальное достояние, и лучшие его шедевры, – будь то танцор, балетный спектакль, декорации, музыка, постановка, — нужно беречь.