В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Иконы эпохи Николая II», приуроченная к 100-летию со дня трагической гибели императора Николая II и его семьи в Екатеринбурге.
Экспозиция, подготовленная специалистами музея при участии частных коллекционеров, даёт наиболее полное представление о развитии религиозного искусства на территории империи в начале прошлого века.
Череда событий в России 1917-1918 годов – продолжающаяся уже в течение нескольких лет военная кампания, падение монархии, революция, расстрел царской семьи и гражданская война – прервали расцвет, который переживала русская культура начала XX века. Выставка показывает, как на протяжении всего времени правления последнего русского царя создавались выдающиеся образцы религиозного искусства, очень разные по стилю, но отражающие изменения и направления развития эпохи, ее знаковые даты. Представленные памятники времени – это произведения целого ряда иконописных и ювелирных мастерских, поставщиков императорского и великокняжеских дворов, таких как В.П. Гурьянов, И.С. Чириков, М.И. Дикарев, Д.Л. Смирнов, О.Ф. Курлюков, И.П. Хлебников. Так же, немалую часть экспозиции составили образцы старообрядческого искусства, переживавшего небывалый подъем после принятия царского манифеста о веротерпимости 1905 года.
Специально для нашего журнала сотрудник музея имени Андрея Рублева Светлана Липатова провела обзорную экскурсию и по экспозиции.
Как отметила Светлана: «Имена представленных мастеров очень известны, каждое их них – это знак высокого качества и пример художественного развития иконописи и ювелирного дела начала века. Здесь особое прочтение традиций в духе времени, соединение древности и современности, модерна».
Уникальным экспонатом является «Созвездие цесаревича» (Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана РАН) – последнее пасхальное яйцо работы Карла Фаберже в виде синей небесной сферы с изображениями звёзд в том порядке, как они были расположены в день и час, когда родился наследник российского престола. Потрясающий по своему замыслу и исполнению подарок, созданный для императорской фамилии в 1917 году, так и не был получен заказчиком и долгое время находился в запасниках минералогического музея.
Говоря о «Созвездии цесаревича» Светлана подчеркнула: «Даже в незавершенном виде оно поражает своим замыслом, тонким искусством – что было присуще всем работам Фаберже. Он мог найти для каждого пасхального яйца особую задумку, воплотить особый смысл», добавив, что: «К сожалению, зрители смогут увидеть этот экспонат в составе выставки только до начала сентября».
В экспозицию также включены предметы личного благочестия (то есть, предназначенные для личного почитания конкретным человеком) и иконы святых, прославленных при непосредственном участии Николая Второго, таких как преподобный Серафим Саровский. На выставке представлена одна из первых икон, созданных после его прославления в 1903 году, с клеймами иллюстрирующими житие святого, а также образы св. Иоанна Тобольского и св. Иоасафа Белгородского. Особый интерес представляют иконы, созданные в женских иконописных мастерских – это особое явление рубежа XIX — начала ХХ века. Именно в это время работало самое большое количество иконописных мастерских при женских монастырях – в Сарове (фотографии мастерской стали частью оформления выставки) или, например, малоизвестном сейчас Мензелинском Ильинском монастыре, откуда происходит список иконы Богоматери «Остробрамской», очень почитаемой в Польше, Литве и, конечно, России. Качество исполнения образа «Остробрамской» и тонкое ощущение материнской мягкости в опущенном взгляде Богоматери – при неизменном соблюдении канонических правил и сохранении верности оригиналу, даёт возможность прочувствовать особый характер и едва уловимое «женское» начало в работе иконописца, легкой тенью отразившееся на лике Божией Матери.
Особо значимыми памятниками являются мемориальные предметы, связанные с членами императорской фамилии. Например, триптих с центральным образом равноапостольной княгини Ольги и Богоматери «Царскосельской» на правой створке, подаренный жителями Царского села государю в честь дня рождения первенца – дочери Ольги. Складень является потрясающим примером тонкой ювелирной работы московской фабрики Фёдора Алексеевича Овчинникова.
Японская и Первая мировая войны так же нашли отражение в творчестве иконописцев модерна. В их произведениях очень живописно и реалистично представлены, например, обычные солдаты (Образ Богоматери «Августовская») и даже военные реалии. Так, на иконе святых апостолов Петра и Павла, под изображениями святых, достаточно точно изображен участник русско-японской войны броненосец «Петропавловск», на котором 31 марта (13 апреля) 1904 года вместе с адмиралом Макаровым погиб знаменитый художник Василий Верещагин.
Завершают экспозицию один из немногих сохранившихся списков иконы Богоматери «Державная», сделанный после её чудесного явления одной из жительниц села Коломенское в 1917 году, и икона Николая Чудотворца. На ней с воспроизведением утрат после расстрела изображена фреска, бывшая на Никольской башне Московского Кремля. По легенде, эта икона стала неким благословением Адмиралу Колчаку на борьбу в годы Гражданской войны.
Уникальная выставка религиозного искусства будет открыта для посетителей до 23 октября 2018 года, так же осенью будет выпущен каталог. Часы работы, время проведения экскурсий, изменения в расписании и прочую информацию можно уточнить на официальном сайте Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Фото для статьи: И. Клейменов
Музей имени Андрея Рублева