Вот уже три десятилетия имя Олега Белая неразрывно связано с инвестиционной группой ТРИНФИКО. Это одна из старейших частных инвестгрупп на финансовом рынке России, работающая с серьёзными институциональными клиентами и неоднократно получавшая престижные профессиональные премии. У неё высокие рейтинги, устойчивая деловая репутация и стабильные результаты в управлении активами. Белай возглавляет инвестгруппу с 2013 года, но её развитием занимается с самого основания – с 1993-го.
Если окинуть взглядом профессиональный путь Олега Викторовича Белая, то становится ясно: его карьера – это часть общего пути ТРИНФИКО. На этом пути были ваучеры и дефолт, глобальный мировой кризис и появление «зелёных технологий», запуск высокоприбыльных ОПИФов и цифровая трансформация…
Эта статья – о человеке и о компании, которые уже 30 лет движутся в одном ритме с рынком.
На заре: юные годы в Зеленограде
Детство, отрочество, юность… Эти ступени взросления благодаря вниманию классиков стали хрестоматийной формулой в литературе и культуре. И не зря: ведь на заре своей человек определяется с интересами, у него формируется характер, складывается ценностный каркас. У ответственных подростков вырисовываются профессиональные ориентиры. В эти годы, в период взросления, многое зависит как от личных качеств юного человека, так и от его окружения. «Многое идёт из семьи», – говорит сейчас Олег Белай.
Какой же была семья будущего бизнесмена и эксперта по инвестициям? Родители Олега Викторовича оказались в числе первых выпускников Московского института электронной техники (МИЭТ). Это был молодой вуз: его создали в СССР в конце 1960-х на волне интереса к микроэлектронике и ЭВМ. Для института была характерна практическая направленность: тут готовили инженеров и программистов, которые должны были развивать передовые отрасли советской экономики.
И место, где мальчик рос и учился в школе, тоже был очень интересным. Семья жила в Зеленограде – подмосковном городе-наукограде с особой интеллектуальной атмосферой. Сейчас Зеленоград советской эпохи иногда называют аналогом Кремниевой долины в США. Определённые параллели действительно были – по крайней мере, в целях и задачах. В те годы, когда в Зеленограде рос Олег Белай, город развивался весьма амбициозно.
Вот в такой среде воспитывались дети Белаев. Олег был старший, что способствовало формированию ответственности. Быт в семье был скромным, но итоги воспитания – бесценными. Родителям удалось привить детям уважение к знаниям, любопытство, интерес к новому, способность к самообразованию.
В 1989-м Белай окончил школу №897 и подал документы в вуз. Им стал Московский институт электротехники – тот же, что окончили и его родители. Впрочем, это решение было не столько «династическим» шагом, сколько осознанным выбором в пользу прикладных задач. Поскольку юноша отлично разбирался в физике и математике, он также рассматривал и другие известные технические вузы – МИФИ и МФТИ. Но в итоге всё же выбрал МИЭТ: за акцент на практику.
СССР становится Россией, а студент – бизнесменом
В начале 1990-х российскую экономику накрыло штормовой волной глубоких перемен. У россиян появилась возможность заниматься бизнесом. Начал формироваться новый класс предпринимателей. Появились первые биржи, правительство объявило о ваучерной приватизации. Всё это происходило на фоне правовой неустойчивости и отсутствия готовых бизнес-моделей. Стране только предстояло создать классические финансовые институты.
Одним из тех, кто занялся этим делом, стал студент-физик Олег Белай. Вместе со своими друзьями он в 1992-м начинает торговлю ваучерами, а в 1993-м участвует в создании ТРИНФИКО. Его компаньонами были такие же молодые люди, которых объединило желание построить в России цивилизованный инвестиционный бизнес. Их вдохновляли – сейчас это воспринимается с улыбкой – фильмы про Уолл-стрит, которые в начале 90-х стали появляться на видеокассетах. Как вспоминает бизнесмен, тогда фондового рынка в России ещё не существовало, но было ощущение, что они находятся на пороге чего-то важного и значимого…
Так началась история ТРИНФИКО, где Белай занял должность финансового директора, а в 2013 – пост главы консолидированной группы.
Отвечая на вызовы времени
Тридцать лет на финансовом рынке – серьёзный срок. Причины делового успеха компании Олег Викторович Белай видит в сочетании нескольких факторов:
- Компетентности команды. Топ-менеджер подчёркивает важность знаний и навыков для успешной работы с инвестиционными проектами институционального качества.
- Продуманной структуры управления и взаимодействия между подразделениями.
- Эволюционной модели бизнеса, то есть готовности к трансформации под влиянием рыночных факторов.
О третьем факторе стоит поговорить подробнее, поскольку он отражает управленческий подход в УК. Как говорит Белай, за три десятилетия на рынке сменилось множество волн, и команда всегда старалась своевременно подхватить очередной тренд. Вот несколько показательных примеров:
- 1993-1998. В период формирования фондового рынка молодая команда активно изучает финансовые инструменты, начиная с ваучеров. Затем следуют акции, деривативы, казначейские обязательства. При этом компания трезво оценивает потенциал активов и риски, что позволяет успешно пережить дефолт.
- 1997. В этом году произошла важная трансформация бизнеса: акценты сместились от торговли к управлению ценными бумагами. ТРИНФИКО начинает деятельность в качестве управляющей компании (УК), что закладывает основу для долгосрочной стратегии.
- 2002-2009. Активная работа с институциональными клиентами. Компания разрабатывает специализированные стратегии для крупных пенсионных фондов и даже выходит на лидерские позиции по объёму активов в управлении.
- 2008-2009. Оценив тренды, возникшие после глобального финансового кризиса, ТРИНФИКО открывает направление по инвестициям в недвижимость и реализует первые девелоперские проекты.
- 2015. Поддерживая идеи импортозамещения, ТРИНФИКО берётся за возрождение текстильного комбината – и наглядно показывает, как инвестиции могут поднимать промышленность и обеспечивать занятость в регионах России.
- 2020-е. Маркером эпохи становятся цифровизация и устойчивое развитие. И компания вновь подхватывает волну, фокусируясь на ESG-принципах, цифровых сервисах и расширении клиентских возможностей. В этот период TRINFICO становится первой в отрасли управляющей компанией с ESG-рейтингом (среди российских УК). Другие рейтинги тоже свидетельствуют об устойчивом положении бизнеса: кредитный «ruА-» от «Эксперт РА», рейтинг надёжности «А+» от Национального рейтингового агентства.
Для бизнеса и для людей
Свою репутацию ТРИНФИКО наработала, создавая сложные инвестиционные стратегии для институциональных клиентов. Как уже говорилось, в 2009 году она даже стала лидером среди российских инвестгрупп по объёму пенсионных активов, доверенных НПФ (негосударственными пенсионными фондами). Кейсы институционального качества стали визитной карточкой как самого Олега Белая, так и всей команды.
Однако было бы неверным думать, что продукты УК неинтересны физическим лицам. Наоборот, компания активно развивает линейку инвестиционных решений для частных инвесторов, причём в течение 2015-2025 значение этого направления неуклонно повышалось.
Сейчас ТРИНФИКО обладает привлекательностью как для крупных институциональных инвесторов, так и для частных лиц. Одна из услуг, адресованная частным лицам, – управление благосостоянием. УК помогает управлять недвижимостью, решать вопросы наследования, разрабатывает индивидуальные стратегии инвестирования. Иными словами, комплексно обеспечивает финансовую устойчивость семьям клиентов.
Направление TRINFICO Wealth Management развивается в соответствии с международными трендами private banking. В то же время у компании есть и другой вектор работы с частными лицами – направленный на максимально широкую аудиторию. Это линейка открытых паевых инвестиционных фондов (ОПИФов), которые доступны для приобретения через современные цифровые платформы.
Развитие данного направления – логичное продолжение тех стратегических принципов, на которых выстроена работа Олега Викторовича Белая и ТРИНФИКО: внимания к трендам и потребностям рынка. Цифровизация и появление мобильных терминалов в каждом смартфоне привела к порядковому росту частных инвесторов.
Этот тренд демократизирует инвестиционное сообщество. Заметив данную тенденцию, компания также взяла курс на развитие продуктов, интересных широкому кругу лиц. В итоге интеллектуальные продукты высококлассных портфельных управляющих и аналитиков TRINFICO стали доступны не только институциональным инвесторам и состоятельным персонам, но и широким массам. О качестве этих продуктов говорит их доходность: например, для ОПИФ «TRINFICO Капиталист» этот показатель в 2024-м составил 47,45%.
Сейчас УК предлагает ОПИФы с целевой доходностью 20-30%: «Капиталист», «Экофинанс», «Российские доходные облигации». Для «Мировых доходных облигаций» целевая доходность составляет 6-8% в долларах США. С 2024 года все эти продукты стали доступны и на популярном финансовом маркетплейсе Московской биржи – Финуслугах, что стало ещё одним шагом навстречу массовому инвестору.
При этом стоимость ОПИФов демократична: приобрести их можно даже на студенческую стипендию или обычную пенсию (стоимость одного из самых успешных ОПИФов, ТРИНФИКО Капиталист», в районе 1500 руб.) Таким образом, продуманные стратегии опытных портфельных управляющих, их выверенные решения и глубокое понимание рынка теперь работают и на массового инвестора.
От цели к цели. Вершины как точки роста
Три десятилетия, которые команда Белая работает на финансовом поле, были насыщенными и непростыми. Из бизнесов, появившихся в начале 90-х, до наших дней дошёл лишь незначительный процент. ТРИНФИКО удалось это сделать. Основанная в начале 1990-х, компания стала неотъемлемой частью финансового рынка России.
Становление и укрепление бизнеса шло параллельно с личным профессиональным развитием Олега Белая. Он стоял у истоков компании, принимал ключевые управленческие решения, а с 2013-го, то есть уже на протяжении двенадцати лет, возглавляет инвестиционную группу и определяет её пути развития.
Поэтому, перелистывая страницы летописи ТРИНФИКО, Олег Викторович видит в них и отражение своей истории. Вместе со своим детищем он прошёл весь этот путь: от первых сделок на ваучерном рынке – к крупным институциональным проектам, ESG-повестке и актуальным цифровым решениям.
Но ещё больше интересного, важного и перспективного приготовило будущее. Один из важных бизнес-принципов Белая – непрерывная ротация целей. Каждая вершина для него становится не концом пути, а новой точкой роста.