ИнтервьюЛюди

Театр для жизни Марии Побережнюк

Сегодня нелегко найти студента РГГУ, который не знал бы про университетский Театральный клуб. Всего за несколько лет существования клуб стал одним из самых популярных студенческих объединений, на его спектаклях, в ставшей уже театральной «Есенинской аудитории», часто приходится стоять в проходах. Чтобы разгадать секрет такой популярности, мы отправились к Марии Побережнюк, художественному руководителю Театрального клуба РГГУ, основательнице студии «Театр для жизни» и побеседовали о студентах, саморазвитии и… любви. 

Театральный клуб РГГУ

Маша, расскажи, как театр вошёл в твою жизнь?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с самого начала, со старшего брата. Он занимался в студии кукольного театра в нашей школе. Однажды я пришла к ним на занятие и была просто очарована куклами! Они показались мне такими красивыми, хотя были очень простыми – их делали сами дети. В тот момент я и не думала об «обычном», драматическом театре, но уже понимала, что хочу тоже заниматься чем-то таким. С 6-го класса я тоже начала ходить в театральную студию в школе, но только не в кукольную. Это была удивительная развивающая среда. В той школе вообще все свое свободное время я уделяла театру. Позже сменила две школы, и там театральных студий не было. Наступила пауза. В университете снова был театр.

На факультете психологии РГГУ есть предмет — «Экспериментальный психологический театр», с его помощью студентам рассказывают о типах общения. И вот здесь преподавательница предложила нам поставить пьесу. Это была «Тень» Шварца. Помню, как это увлекало, хотя у меня там были две маленькие роли с парой реплик. Несмотря на это, я бегала на все репетиции, наблюдала за процессом, вникала в то, как всё работает. Этот опыт меня здорово сформировал в том плане, что, фактически не имея роли, я чувствовала большую ответственность за весь театральный процесс. Все это было на первом курсе. Потом опять был перерыв, а после окончания университета та же преподавательница, Людмила Александровна Кожарина, основала студию Психологического театра где я провела еще несколько лет. Но постепенно стала возникать необходимость дальнейшего роста, да и спектакли мы в какой-то момент перестали ставить. Следующим шагом стали театральные курсы Юрия Мартынычева, и вот там мне пришлось полностью пересмотреть своё отношение к театру. Если раньше я подходила ко всему с гуманистических позиций, то тогда впервые поняла, что без серьезной работы, напряжения сил, без копания, без глубокого, досконального анализа ничего не выйдет… Это если коротко о корнях всей моей театральной деятельности.

А что было дальше, как родился театральный клуб РГГУ? Сложно ли было начинать?

Это был 2010 год, и на тот момент не было ничего, кроме желания. Нужно было создавать костяк будущей студии. Тогда в самом начале, я не была уверена в себе, как в режиссере, а приходившие ребята, часто не понимали, зачем пришли. Многие жаждали сразу играть на сцене, а у нас с самого начала была установка – в первую очередь развиваться с помощью театральных тренингов. В итоге из 25 человек, пришедших в первый набор, осталось только 10. Зато те, кто остались, имели желание работать, и мы начали. Только через год подошли к созданию постановки. Решено было взять «Невольниц» Островского. Репетиции шли полтора года, и за это время мы прошли через многие трудности… Например, наполовину сменился состав труппы. Зато, во втором наборе к нам пришли очень талантливые ребята, которые присоединились к работе над постановкой. Так что весной 2012 года мы сыграли премьеру уже с ребятами из первого и второго наборов. Дальше были «Опасный поворот» Джона Пристли, «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки, «Семеро лохматых» А. Сергеева, «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда и другие.

Театральный клуб РГГУ

Расскажи, какие студенты приходят в театральный клуб? Они отличаются от остальных?

Во-первых, они самые любимые! Потом, они, конечно, ищущие. Это значит – думают, на какое благое дело направить энергию после поступления в университет. Они – творческие, в широком смысле, потому что часто с помощью занятий в клубе понимают, что хотели бы заниматься музыкой, танцами, вокалом. К нам приходят и те, кто просто хочет общаться. Бывают и «звезды», они жаждут внимания, выступлений на сцене. С такими бывает непросто. Есть те, кто, наоборот, хочет только тренингов, упражнений. В общем, все они активные. В РГГУ так сложилось, что наши театралы помогают в организации почти всех студенческих мероприятий. Потому что только наши могут с горящими глазами ходить по университету, брать за руку приятелей или совершенно незнакомых студентов, заражать творческой энергией, объяснять, как здорово, что можно где-то поучаствовать и это работает лучше всяких анонсов и афиш!

Каково работать с начинающими актёрами-любителями? Как ты настраиваешь коллектив, мотивируешь на создание постановок?

Не сложно, и не просто. С начинающими, к слову сказать, иногда даже проще, чем с уже сформированными актерами. В процессе обучения налаживается особый контакт, чувствование друг друга. И на уровне актер-актер, и на уровне актер-режиссер. А что касается мотивации… Думаю, что многим это действительно нужно, вот они и приходят к нам. И это уже — огромная часть мотивации. В процессе совместной работы мотивация, как правило, растет. Часто слышу от ребят: «Как я мог жить без театра! Я теперь столько всего могу, как же было раньше!..» Или так бывает, что придут на занятие, посмотрят на «старичков» и думают: «Хочу так же! Ну-ка, что для этого нужно сделать…». Даю задание – прибегают ко мне через несколько дней: «У меня получилось! Это классно!». Вот это и есть главное – осознание роста. Это чувство того, что ПОЛУЧАЕТСЯ!

Что могут дать человеку занятия в театральной студии?

Прежде всего, чувствование себя и других. Часто именно в театральной студии люди начинают чувствовать тело, своё физическое «Я». Отсюда: гибкость, внимательность, эмпатия. От ощущения себя идут к ощущению мира. Потом, конечно, в театральном клубе находят общение, знакомства, любви учатся. Ведь без любви не получится театра… Любовь – это то, что остаётся неизменным в моей работе с самого начала. Я не претендую на звание гениального режиссера, но если не любить то, что ты делаешь, то не нужно этим заниматься. Любовь – основа. Если тебе нравится пьеса, а ребятам не нравится – ничего не выйдет, и наоборот. Нужно, чтобы все любили процесс, только тогда можно пойти на жертву ради общего дела. Считаю, что любовь в театре – это самое важное.

Театральный клуб РГГУ

Поговорим о твоём новом проекте… Расскажи, пожалуйста, о «Театре для жизни»

Мне давно хотелось сделать независимую студию, где приоритет отдавался бы не только и не столько студентам, сколько всем желающим без ограничения по возрасту. Весной 2015 года посвилась такая возможность – антикафе «Дом у моря» предложило нам площадку. Так появился «Театр для жизни», открытая театральная студия, где занятия проходят два раза в неделю. Основа – это театральные тренинги. В случае с «Театром для жизни» название точно объясняет суть. Кроме того, для многих участков это отдушина. Судите сами, человек сидит в офисе с утра до вечера, и его творческие способности подавляются, затухают. Многие наши театралы работают, учатся, а по выходным приходят в студию, при этом в течение недели находят время, чтобы репетировать самостоятельно друг с другом, и все это заряжает творческой энергией, энергией поиска и раскрывает в человеке все самое лучшее. Так происходит со всеми, кто у нас остается и решается на работу над собой. Стоит отметить, что пока еще никто из наших студийцев не пожалел, что остался, хотя порой бывает действительно тяжело.

Чем отличается репертуар в Театральном клубе РГГУ и в «Театре для жизни»? Как ты подбираешь пьесы?

Вопрос сложный. Важно понимать, что студии отличаются и по возрасту (Театральному клубу уже 6 лет), и по возрасту участников, и по опыту. В каждой из студий свои особенности. В Театральном клубе свои плюсы — там уже много наработок, более сработанный коллектив, много постановок за спиной в самых разных жанрах. А в «ТДЖ» мы в этом году поставили наш первый спектакль по рассказам Аверченко и Зощенко. Что касается этой нашей первой постановки, то одним из главных критериев была сборность. Мы брали несколько рассказов, и получалось, что каждый принимал участие не в одной небольшой постановке, а сразу в нескольких, играя разные роли. Такая особенность работы (спектакль состоял из 10 рассказов) давала особую гибкость во время репетиций, что для работающих людей особенно важно.

Заметны так же особенности в работе студий на этапе тренинговой работы, на этапе этюдов. Студийцы из Театрального клуба РГГУ и «ТДЖ» различаются по опыту и возрасту. «ТДЖ» в буквальном смысле взрослее, здесь мы пытаемся развивать уже имеющиеся актерские способности. Здесь можно затрагивать больше тем в силу возраста участников. В отличие от Театрального клуба РГГУ, где не ко всему студенты могут быть готовы, иногда приходится доносить до ребят те понятия, которые в силу возраста ими не воспринимаются. Что касается различия в репертуаре — об этом пока говорить рано. В «ТДЖ» мы выпустили пока один полноценный спектакль — «Нервные люди», а в Театральном клубе уже девять.

Театральный клуб РГГУ

Напоследок порекомендуй, пожалуйста, читателям «Типичной Москвы» постановки, которые действительно стоит посмотреть.

Рекомендую Екатеринбургский театр Николая Коляды. Он бывает в Москве с гастролями на рождественских каникулах. Там все постановки хороши, но особенно рекомендую «Трамвай желание», «Гамлета» и «Клаустрофобию». Рекомендую Театр Наций, театр Фоменко,  «Сатирикон», Театр у Никитских ворот. Приглашаю приходить к нам! Осенью в Театре РГГУ покажем «Королеву красоты» по пьесе Мартина Макдонаха, а в «Театре для жизни» — «Нервных людей», постановку по рассказам А. Аверченко и М. Зощенко.

Фото: Театральный клуб РГГУ (Vk)

Константин Краснослободцев

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.
Back to top button