Пять правил при продаже вещей в интернете
Пять способов не остаться в дураках
Как говорил один мультяшный герой, чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. Простые интернет-технологии позволили сделать так, что превращение ненужной вещи для одного человека в нужную для другого стало происходить бесконтактным образом, по сути продавцы и покупатели могут встречаться друг с другом только на этапе передачи товара. В Сети есть множество интернет-барахолок, ну если угодно, блошиных рынков, где продается и покупается практически все.
Ну и как исторически сложилось, на любом рынке есть свои карманники и «кидалы». Есть они и на интернет-площадках, различных сайтах объявлений. СМИ и социальные сети пестрят разными историями. Кто-то попытался выгодно снять квартиру в центре Москвы по цене, как в Бирюлеве, другой увидел модный гаджет в полтора раза дешевле, третий нашел щедрого покупателя, готового внести предоплату. Все эти истории выглядят правдоподобными, но именно так и реализуются мошеннические схемы: потенциальная жертва убаюкивается обещаниями, под их прикрытием выманиваются сведения, которые позволяют украсть деньги, и всё – одним обманутым становится больше.
Сами сервисы купли-продажи вещей между частными лицами делают очень многое для защиты пользователей от аферистов: позволяют скрывать персональные данные в объявлениях (например, номер телефона), удаляют подозрительные ссылки. Администрация онлайн-платформ постоянно напоминает о правилах безопасности, но, к сожалению, всё равно не все их соблюдают, поэтому сегодня хотим напомнить основные принципы, которые помогут вам не быть обманутыми.
Первое правило: никогда не раскрывайте свои персональные данные.
Некоторые ошибочно полагают, что будет всем проще, если написать всю информацию о себе прямо в объявлении, включая номер телефона и чуть ли не номер банковской карты. Предоставляя доступ к личным данным неограниченному кругу лиц, вы подвергаете свои финансы опасности. Ведь опытному аферисту достаточно номер телефона и имя потенциальной жертвы, чтобы совершить атаку. Довольно большие шансы, что в любой момент вам начнут поступать бесконечные звонки из «службы безопасности банка» с попытками узнать конфиденциальную информацию: имя владельца карты, срок ее действия и три волшебные цифры с обратной стороны. И если вдруг вы их продиктуете, то с высокой вероятностью можете попрощаться со своими накоплениями. Такие мошенники – социальные инженеры – умело манипулируют людьми, выманивая деньги. Помните: если вы сами сообщили конфиденциальные данные, банк не обязан ничего вам компенсировать.
Как же обезопасить себя? При составлении объявления указывайте только информацию о товаре, потенциальные покупатели всегда могут связаться с вами в чате или по номеру телефона, который будет предоставлен сервисом. А если все же сталкиваетесь с подозрительными звонками якобы из банка, ничего не сообщайте, а если у вас есть сомнения, звоните по официальному номеру кредитной организации.
Второе правило: не раскрывайте данные своей карты покупателям.
Иногда для оплаты картой не нужен CVV/CVC-код, поэтому мошенники звонят под видом заинтересованных покупателей и предлагают перевести аванс за товар, но для этого просят назвать номер и срок действия карты. В итоге деньги утекают в руки злоумышленников, которые оплачивают вашей картой, например, покупки в интернет-магазине. Помните, что для перевода достаточно только номера карты или счета, не сообщайте никакую дополнительную информацию.
Третье правило: не переходите по незнакомым ссылкам.
Если, например, вам приходит СМС-сообщение о том, что покупатель перечислил деньги за товар и предлагается перейти по ссылке, будьте осторожны. Скорее всего, вас снова пытаются обмануть, а открыв предложенный сайт, вы столкнетесь с требованием обновить приложение, а затем повторно ввести реквизиты карты для якобы «корректного перевода».
Мошенники часто создают поддельные сайты, очень похожие на оригинальные, с одним отличием: их единственная задача – украсть деньги. «Обновляя» приложение, вы скачиваете вирус, который крадет данные банковской карты и пароли.
Как предотвратить такой исход? Установите антивирусное программное обеспечение на все свои устройства, оно будет автоматически блокировать подозрительные ресурсы. Проверяйте адрес сайта, он может отличаться от оригинального на пару символов, но этого хватит, чтобы понять, что вы находитесь на фишинговом (поддельном) сайте.
Четвертое правило: общайтесь с покупателем только в рамках чата, предоставленного сервисом купли-продажи, не переходите на сторонние ресурсы.
Если потенциальный покупатель предлагает перейти на более удобную площадку, например, в мессенджер, отказывайтесь. Мошенники пытаются увести вас на другую платформу, потому что многие сервисы блокируют ссылки на фишинговые сайты, маскирующиеся, например, под страницы платежных систем. Как только вы вводите платежные данные на таком сайте, ваши деньги могут безвозвратно списать в любой момент.
Для того чтобы обезопасить пользователей от таких махинаций, онлайн-сервисы предоставляют услугу «безопасная сделка», при которой нет прямого перевода от покупателя к продавцу, сначала деньги получает сам сервис, а затем переводит их продавцу, когда покупатель получил товар.
Пятое правило: не отдавайте товар до оплаты.
Может быть и такое, что вы отдаете товар мошеннику, он на ваших глазах якобы совершает перевод в приложении банка, но уведомление о зачислении средств «задерживается». Вас будут пытаться убедить, что такое случается, это просто небольшая задержка, и деньги обязательно придут, ведь вы сами видели перевод! Но шансов на то, что сумма все-таки придет, практически нет.
Дело в том, что мошенники часто используют демоверсии приложений банков, происходит имитация перевода, просто демонстрируется, как он будет выглядеть, но сама операция не совершается. Иногда также используются липовые сайты, очень похожие на страницу реального онлайн-банка.
Что же делать? Банковские переводы совершаются очень быстро, обязательно дождитесь сообщения о получении денег прежде, чем отдать товар. Если же покупатель оплачивает наличными, убедитесь, что купюры, особенно крупные, не поддельные.
Что же делать, если ваши деньги все же украли?
Нужно немедленно заблокировать карту. Это можно сделать по телефону горячей линии банка, в мобильном приложении или в интернет-банке, в отделении кредитной организации. Сообщить о краже необходимо не позже чем на следующий день. Банк проведет расследование, и если он докажет, что вы нарушили правила безопасности, деньги к вам не вернутся. Поэтому будьте внимательны, не вводите реквизиты карты на незнакомых и подозрительных сайтах, не сообщайте их посторонним лицам, проверяйте адресную строку сайта, чтобы не нарваться на мошенников. Соблюдение этих простых мер предосторожности поможет вашим финансам оставаться в целости и сохранности.
Напоминаем, что на почтовый ящик vopros.gu@inbox.ru вы можете направить интересующие вас вопросы, а также предложить новые темы для освещения в нашей рубрике.
А если ваши права потребителя финансовых услуг нарушаются уже сейчас, вы можете обратиться в интернет-приемную Банка России по ссылке cbr.ru/reception, а также по телефонам 8 800 300 30 00, +7 499 300 30 00 и 300 (для звонков с мобильных телефонов).
Автор: Ирина Кобыткина