Маркировка рекламы как головная боль для бизнеса: итоги бизнес-завтрака с Уполномоченным по защите прав предпринимателей
25 октября в столице состоялся бизнес-завтрак с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Москве на тему: «Обязательная маркировка рекламы. Проблемы бизнеса и направления их решения».
В бизнес-завтраке приняли участие представители Национальной ассоциации блогеров, видеохостинга Rutube, «цифровые» и «айти»-омбудсмены, представители Ассоциации Развития Интерактивной Рекламы (АРИР), адвокатского сообщества, Совета блогеров, а также — бизнес, московские и федеральные органы власти, органы КНД, СМИ.
В статье 14.3 КОАП с 1 сентября 2023 года появились штрафы за отсутствие маркировки рекламы. Бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева отметила ключевые моменты новых «правил игры»:
- Появление системы отчётности о распространении рекламы в Интернете.
- Отчёт создается через оператора рекламных данных (ОРД).
- ОРД, рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем несут ответственность за полноту, своевременность, актуальность и достоверность передачи информации Роскомнадзору.
- Распространять рекламу в Интернете можно, только если ОРД присвоит рекламе идентификатор (маркировку).
Также важно помнить, что маркировка наделяется рядом требований (установлены приказом № 191 от 30.11.22).
За неисполнение требований были введены штрафы. Например, если оператор рекламных данных не передаст информацию о распространённой в Интернете рекламе в Роскомнадзор, то штраф для юрлиц может доходить до 700 тысяч рублей.
«Маркировку рекламы в Интернете заочно стали называть «новой головной болью», поэтому с помощью сегодняшнего бизнес-завтрака мы надеемся найти общий знаменатель по вопросам маркировки и штрафов за ее отсутствие с представителями блогосферы, органов власти и бизнес-сообществом», — подчеркнула бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева.
В первом блоке дискуссии спикеры обсудили нагрузку на бизнес в связи с введённой маркировкой. Ольга Берек, Президент национальной ассоциации блогеров, отметила, что многие не знают, как правильно трактовать закон, как он работает на самом деле. К тому же, штраф после проверки ФАС может составлять практически весь доход за месяц.
«У предпринимателей возникает страх в нерентабельности своего дела, что впоследствии приводит к постепенному угасанию сектора малого и среднего бизнеса», — сказала Ольга Берек.
Спикер предложила следующие правки, которые необходимо внести в закон о маркировке рекламы:
- не считать рекламой любую информацию о своих продуктах на своих ресурсах;
- упростить процедуру рассмотрения нарушений;
- выработать “прозрачные” требования. Сейчас — «рассмотрение в каждом отдельном случае»;
- привязать размер штрафов к стоимости рекламы.
Ресторатор Сергей Миронов поддержал такое направление дискуссии и подчеркнул, что нужно вникнуть в проблему закона, разобраться, сформировать инициативы и предложить их Роскомнадзору.
В свою очередь Ирина Дорохина, Директор по маркетинговым коммуникациям национального видеохостинга Rutube, отметила, что маркировка рекламы – вынужденная процедура. Бизнесменам остается «следовать законам и быть честными по отношению к своей аудитории».
Константин Проничев, Руководитель Рабочей группы по цифровизации при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, отметил, что регулирование маркировки рекламы не учитывает возможности и трудозатраты предпринимателей разного уровня.
«При обсуждении подобных законов законодателям необходимо как минимум проводить обсуждения с профессиональными участниками рынка», — добавил эксперт.
Также спикеры высказались насчет осведомленности бизнеса в вопросе маркировки рекламы.
Елена Гринь, Заместитель заведующего кафедрой интеллектуальных прав ФГБОУ ВО «МГЮА», уделила большое внимание теме саморекламы. Спикер отметила, что не является рекламой, а именно:
- информация о подписке на собственные социальные сети (издания);
- анонсы собственных мероприятий;
- гиперссылки, ведущие на отдельные сайты собственных продуктов.
«Все позиции, которые мы услышали сегодня, будут взяты в работу. На их основе Уполномоченным продолжатся конкретные шаги по решению связанных с маркировкой проблем бизнеса и предпринимателей-блогеров», — подвел итог встречи модератор, «айти»-омбудсмен Виталий Арбузов.